Весна 1945-го: Номер «Северного рабочего» за 10 апреля
«Войска 3-го Белорусского фронта после упорных уличных боев завершили разгром кенигсберской группы немецких войск и сегодня, 9 апреля, штурмом овладели крепостью и главным городом Восточной Пруссии – Кенигсберг, – стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море», в плен взяты за день боев 27 тысяч немецких солдат и офицеров», – сообщает Советское информбюро в оперативной сводке за 9 апреля.
Советские войска идут на Берлин, и «Северный рабочий» публикует очерк специального корреспондента ТАСС Виктора Шилкина «В Германии» с 1-го Украинского фронта.
«По дорогам Германии нескончаемым потоком движутся советские автомашины, тягачи и танки, идут колонны пехоты, и на каждом перекрестке указатели «На Берлин»… Объезжая Силезию, Померанию, Бранденбургскую провинцию, я слышал много горьких рассказов. Никогда не забуду встречи с орловским трактористом Петром Черноусовым и польским машинистом из Радома Юзефом Квалинским», – пишет военный корреспондент. В лесу около местечка Чаухвальде, где Шилкин вместе с солдатами осматривал опорный пункт немецкой обороны, они обнаружили вход в подземелье. Полчаса спускались по железной винтовой лестнице куда-то в пропасть, оказавшись в итоге в одном из огромных цехов военного завода: «Цех строился несколько лет, гитлеровцы привозили сюда тысячи разноплеменных рабов. В 1943 году цех был сдан в эксплуатацию. Люди работали под землей до изнеможения, до полной потери сил». Вряд ли уже можно определить, сколько людей было замучено в этих казематах, рассуждает автор. Черноусова и Квалинского они встретили у выхода к лестнице на поверхность земли. Изнеможенные, поддерживая друг друга, увидев дверь, они замерли, а потом выскочили на поверхность и в восторге закричали: «Солнце!»
Тем временем в Ярославле страсти разгорались вокруг сева ранних овощей. Второй пленум обкома ВКП(б) поставил перед Ярославской областью задачу – получить в 1945 году с каждого гектара не менее 130 центнеров овощей. Для этого нужно провести своевременный сев в парниках и вырастить рассаду. Но такие овощные районы, как Ростовский, Рыбинский, Курбский, Борисоглебский, Некрасовский и Ярославский, с поставленной задачей не справляются. Так же печально обстоят дела и на многих предприятиях, чье руководство почему-то до сих пор не осознает, что «План сева ранних овощей – закон»: «В этом году подсобные хозяйства предприятий Ярославля должны дать столовым 41 тонну ранних овощей. Помимо этого надо вырастить около 13 млн. штук рассады капусты и помидоров. Однако на предприятиях не придают нужного значения раннему севу. Например, на шинном заводе к весне не подготовились».
Корреспонденты «Северного рабочего» клеймят позором и руководителей торфтреста – товарища Мальцева и товарища Балицкого, которые, бессовестно «прикрываясь трудностями военного времени, не проявляют инициативы и настойчивости», из-за чего Моделовское торфопредприятие, которое должно было войти в строй еще в 44-м, до сих пор не запущено.
Но не все так плохо в Ярославской области. Если высокие чины халтурят, то простые труженики вкалывают за себя и того парня. Вот 60-летняя колхозница сельхозартели имени Сталина Баркинского сельсовета Федосья Паршина работает телятницей 14 лет. В 42-м году товарищ Паршина вырастила 25 телят, в 43-м – 22, в 44-м – 23. И ни одного случая падежа телят за всю животноводческую карьеру!
В Ростове открылись курсы колхозных медсестер, а в Нагорье «работники Микляевской избы-читальни – активные агитаторы. Заведующая тов. Букина вместе с учителями-комсомольцами выходит в колхозы, проводит беседы и доклады». О чем именно беседы, корреспондент не уточняет, зато известно, что для ярославской молодежи во Дворце пионеров прочли лекции на тему «Верность, любовь и дружба», а следом – «Сон и сновидения».
А завершается номер «Северного рабочего» «маленьким фельетоном» о том, как страшно иногда просыпаться. «Сон и явь» повествуют, видимо, о «ранних приключениях» Ивана Васильевича – здесь он профессию не меняет, Иван Васильевич – мастер ярославского завода. Оказавшись на знакомой станции Приволжье, он дивится царящему здесь комфорту: тепло, чисто, все к услугам пассажиров, даже бак с кипяченой водой. Никаких очередей, начальник станции вежливый и предупредительный. Точно по расписанию поезд трогается, и довольный Иван Васильевич вместе с другими пассажирами отправляется в путь. Но тут мечтателю предстоит проснуться. Оказывается, поезд даже не отъезжал. Картина, ставшая привычной для жителей Красноперевальского района (да, в городе был и такой): «Около двухсот пассажиров уныло идут от станции Приволжье к переезду. Остановившийся у шлагбаума автомобиль окружили плотным кольцом. Шофер открыл дверцу.
– Кого до Норского подвезти? Плати по три червонца!
– А подешевле нельзя?
– Здесь не рынок, сказано по три…
Среди ожидающих – рабочие, инвалиды, женщины с детьми, проживающие на левом берегу Волги, в Красноперевальском районе. Вскоре к ним присоединяется большая группа жителей того же района, но уже с правого берега». Если «левые» не смогли уехать из-за того, что для рабочего поезда опять «то дров нет, то пару не нагнали», то «правые» за отсутствие автобуса возлагают вину на начальника автостанции: «Начальник автостанции Юдин людей ходить пешком приучает. Нас уже давно марафонцами зовут… Обслуживание безобразное, рабочий поезд ежедневно задерживается на 5 – 6 часов, а то и вовсе не ходит. Еще хуже с автобусом. Газеты люди получают на третий день». «И надо же было пригрезиться, – с горечью думал Иван Васильевич, вспоминая свой сон».
Комментарии: