Ловись, рыбка
Доход приносят и караси. Даже деревянные
– Летом мы провели на дебаркадере выставку-ярмарку. Мастера делали сувениры у всех на виду – люди смотрели и тут же покупали. Одну из деревянных рыб приобрели туристы из Москвы. Знаете, куда они ее отправили? В Новую Зеландию! – доволен куратор проекта «Рыбинские рыбы» Алексей Алексашин. Уже два года он пытается поставить на коммерческие рельсы народный художественный промысел. А заодно помочь Рыбинску обзавестись самым логичным для него туристическим брендом.
Долото, ножовка, топор. Теми же инструментами, что были в ходу в стародавние времена, Владимир Толкачев ловко вырезает одну рыбу за другой. Без сучка, но с задоринкой.
– Нужно чувствовать древесину, направление волокна, иначе ничего не выйдет, – рассказывает молодой человек, отвлекаясь от дела. – На мелких рыбешек, сантиметров 10 в длину, уходит минут 20. А со щукой, допустим, полдня приходится возиться.
Заготовки красят, а для придания товарного вида наносят не один десяток слоев лака. Деревянные «двойники» жителей подводного царства пользуются популярностью.
– По заказу администрации Рыбинска на этап Кубка мира по лыжным гонкам в «Демино» сома двухметрового сделали. Спортсмены были в восторге, – вспоминает Алексашин. – А теперь обитает наш сомик в Швейцарии. Один из представителей Международной федерации лыжного спорта его с собой взял.
«Рыбное производство» разместилось на первом этаже жилого дома. Все началось с того, что Алексей открыл издательство, которое специализируется на выпуске краеведческой литературы. Но потом решил: негоже, что в самом рыбном городе России до сих пор не догадались производить сувениры с хвостами и чешуей.
– Деловые партнеры из других городов постоянно шутили: «Вы же из Рыбинска! Привезите нам рыбу!». Так мы столкнулись с тем, что на местном рынке нет аутентичных сувениров. Да, мы можем подарить коллегам кружки с логотипом нашей компании. Но где гарантия, что нам не презентуют такие же, только со своим логотипом? – рассуждает куратор проекта.
К новому делу он отнесся со всей ответственностью. Даже вышел на связь с Дарвинским государственным природным биосферным заповедником. Под присмотром ученых мастера воспроизвели в дереве без малого 40 видов рыб. Всю продукцию представляли на художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам Ярославской области.
– Его участники – искусствоведы, историки и художники – определяют, действительно ли созданные умельцами изделия относятся к народным художественным промыслам традиционного места бытования или это просто красивая поделка, – уточняет начальник отдела по народным художественным промыслам областного департамента промышленной политики Александр Алферов. – Резьба и роспись по дереву по сей день распространены в наших краях. Но рыбинские мастера наиболее удачно отражают в своих произведениях водный мир.
Бизнес-план нового производства Алексашин не составлял. А стартовым капиталом, по его словам, стала прибыль от деятельности издательства.
– Садится резчик за работу. И начинается: «Мне резцы новые нужны и наждачная бумага». Вот, пожалуйста, 2,5 тысячи рублей как с куста. Потом снова прибегает: «А давайте лучше круг наждачный шлифовальный». Считайте, еще минус 5 тысяч рублей, – объясняет специфику трудового процесса Алексей. – Как вычислить, сколько мы вложили на начальном этапе? Даже не представляю.
Стоимость сырья, подчеркивает он, невелика. На древесину – а это липа, ольха и сосна – уходит не более 15 процентов от общих трат. Спилы для панно и вовсе достаются бесплатно – материал для шедевров исправно поставляет МУП «Зеленстрой». Но вся работа ручная. А значит, стоит дорого. В итоге мелкая рыбешка обходится покупателю минимум в 400 рублей, крупная рыба – в 6 – 7 тысяч рублей.
– Естественно, мы не выдержим конкуренцию с промышленным производством. Куда дешевле заказывать пластмассовые сувениры в Китае, – признает Алексашин. – И все же я уверен, что самобытность может быть востребована.
Для этого, по мнению куратора проекта, нужно развивать въездной туризм.
– Вот в центре Вологды есть музей кружева. Мастер-классы там проходят, – приводит пример Алексей. – Фишка проста. Людям нравится наблюдать за тем, как работают другие. Продавать туристам сувенирную продукцию – это прекрасно. Но не менее важно еще и показывать, как ее изготавливают. У нас в мастерской уютно, чисто. Но для тургруппы из 30 человек места явно не хватит.
Алексашин уже присмотрел деревянный дом площадью 323,3 квадратных метра на пересечении улиц Гоголя и Чкалова. Правда, стоит он 6,7 миллиона рублей.
– По рыночной цене нам его не потянуть. Залезем в долги. А дальше что? – задает риторический вопрос бизнесмен. – Все равно этот дом отойдет банку, когда мы не сможем внести очередной платеж по кредиту.
Александр Алферов, напротив, смотрит в будущее с оптимизмом.
– В следующем году начинается реализация областной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов в Ярославской области на 2012 – 2014 годы», – добавляет он. – Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере народных художественных промыслов, предусмотрены субсидии на возмещение части производственных затрат на аренду помещений. А также расходов на природный газ, электроэнергию, продвижение товара на рынке и уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках для закупки сырья, материалов, оборудования и запчастей к нему.
А пока что «Рыбинские рыбы» – это в первую очередь социальный проект. Алексашин уже трудоустроил больше десятка горожан.
Только цифры
По данным областного департамента промышленной политики, на территории региона народными художественными промыслами занимаются 17 организаций и более 70 индивидуальных предпринимателей. Численность работников составляет 1,5 тысячи человек. Кроме того, более 500 мастеров трудятся на дому.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nk0x/
Комментарии: