526

Вытянуть из болота

Великое переселение жителей Мокеихи завершилось, так и не начавшись

На прошлой неделе на собрании жителей села Мокеиха Некоузского района было шумно. В местной газете «Вперед» селяне прочли статью Николая Логанова, начальника отдела промышленности, транспорта и предпринимательской деятельности районной администрации. И осознали: лучше бы о них забыли вовсе. Разрубить гордиев узел сельских проблем местные власти предложили радикально – переселить трудо­способных жителей Мокеихи.
– О каком вообще переселении может идти речь? Тут у людей не какие-нибудь деревенские дома, а квартиры со всеми удобствами, – недоумевает местный житель Анатолий Коротнев, который работал на Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии с 1975 года, пока не попал под сокращение.
За разъяснениями мы обратились к Николаю Логанову. Но он заверил, что переселять никого не будут:
– Это просто крик души. Наболело, понимаете? Село Мокеиха строилось вдали от транспортных магистралей. В соседнем поселке Октябрь можно найти работу в социальной сфере, хоть как-то развивается малый бизнес. А в Мокеихе нет иных перспектив, кроме торфозаготовки.
Только самые предприимчивые способны, как барон Мюнхгаузен, вытянуть себя из болота.
– В разных местах шабашат. Ну а что? Толковых специалистов у нас много, – рассказывает Анатолий Коротнев. – Раньше на предприятии и машинистов тепловозов, и трактористов готовили, а в школе даже специальный предмет ввели – «тракторное дело».
Напомним, что ОАО «Мокеиха-Зыбинское» полностью прекратило торфодобычу в 2009 году. Сегодня оно реализует остатки торфа МУП «Октябрь-ЖКХ», которое использует его в качестве топлива для котельных. Но на «коммуналку» нужно всего лишь 10 тысяч тонн в год.
Гендиректор предприятия Анатолий Кондратьев объясняет: главными потребителями местного торфа были Шатурская ГРЭС-5 в Московской области и Каменская промышленная котельная в Тверской, входящая в структуру ОАО «ТГК-2». Но они приостановили сотрудничество с «Мокеиха-Зыбинским» в связи с переходом на газ и высокой себестоимостью полезного ископаемого.
– Выросли расходы на транспортировку, – уточняет Кондратьев. – С полей добычи до станции Пищалкино мы вывозим торф по узкой колее. А уже там перегружаем в вагоны нормальной колеи и пускаем по России-матушке. Так вот, если в первом случае железнодорожные линии принадлежат нам, то в другом – РЖД. Их-то тарифы на перевозку нас и «съели». В последние годы, когда велась отгрузка, они превышали 60 процентов рыночной стоимости торфа.
Анатолий Кондратьев добавляет, что торф стал неконкурентоспособным еще и из-за высоких ставок арендной платы.
– В Ярославской области торфяники отнесены к землям государственного лесного фонда, – говорит он. – А вот, например, в Костромской торфяные болота облагаются налогом как земли водного фонда. В этом случае и платить нужно меньше. Налог на добычу полезных ископаемых там вовсе отсутствует.
Разработанный на 2010–2015 годы комплексный инвестиционный план развития Октябрьского сельского поселения предполагает, что на диверсификацию экономики будет направлено более 318 миллионов рублей. При этом примерно треть должны составить частные вложения. По словам Николая Логанова, в роли инвестора готов выступить собственник «Мокеиха-Зыбинского» московское ЗАО «Русский торф», которое планирует построить фабрику по производству агропромышленных грунтов. Но на срок реализации проекта торфо­предприятие должно быть обеспечено заказами в объеме 70 тысяч тонн в год. И так в течение двух-трех лет.
– Проект также предусматривает дотирование транспортных расходов по доставке торфа, – подчеркивает Логанов. – Но на прошлой неделе в областном департаменте экономического развития сообщили, что финансирования из регионального бюджета не будет. В общем, КИП вернули на доработку.
Впрочем, недавно в конце мокеихского тоннеля все же забрезжил слабый свет. Некоузский район посетили представители компании «Евроуголь». Австрийские коммерсанты облюбовали площадку с готовой инфраструктурой в поселке Волга для производства топливных пеллет. Осина по 500 рублей за кубометр не устроила бизнесменов. Тогда глава Некоузского района Николай Савицков предложил использовать в качестве сырья торф.
– Теплотворная способность нашего торфа вдвое выше среднего показателя. И это при том, что торфяные залежи «Мокеиха-Зыбинского» освоены лишь на четверть, – отмечает Савицков.
Правда, он и сам понимает: убедить любого инвестора в необходимости дать вторую жизнь «осиротевшему» селу очень сложно.
– Я уже дважды им звонил, – сказал глава. – Но мне ответили, что сотрудник, который должен был проанализировать перспективы сотрудничества с «Мокеиха-Зыбинским», уехал в Эквадор. Пускать угольную шахту.
Александра СМОЛЯР

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16dj/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость