Все оттенки парковки. В центре Ярославля скоро придется платить за стоянку вдоль улиц?
Как быть, если твоя машина поутру стоит на крыше гаража или ее кто-то ночью облил яркой желтой краской?! Такие происшествия хорошо помнят автомобилисты Ярославля. Надо же додуматься: один сосед изощренно отомстил другому за то, что тот парковался на его «законном» месте, и вызвал для этого эвакуатор! Это было на улице Жукова. Ну а парковку «в красках» устроили автовладельцу за то, что он, живя в соседнем доме, посягнул на святое – кусок территории чужого двора.
А все потому, что в областном центре неудержимо растет количество личных авто: они стоят на газонах и пешеходных дорожках, а машины скорой помощи порой не могут обойти их сплоченные ряды. Кардинальные меры – платные парковки, штрафы – власти Ярославля уже анонсировали. Только вопросов пока гораздо больше, чем ответов на них.«Это бардак!»
Совсем недавно в мэрии Ярославля обсуждали, как обустраивать платные парковки. Для поиска наименее болезненного решения была создана рабочая группа с участием представителей самых разных ведомств и общественных организаций. Речь шла о создании перехватывающих стоянок, подземных и наземных многоуровневых парковок. И, конечно же, о размерах штрафов за нарушение правил парковки.
По логике авторов реформы, платными могут быть и стоянки на улицах, где многие автомобилисты привыкли оставлять машины. Продолжаются консультации с экспертами и сотрудниками УГИБДД УМВД России по Ярославской области. Местная власть настроена решительно.
– То, как сейчас паркуются в центре города, у ТЮЗа, например, – это хаос, бардак. Наши коммунальные машины не могут снег убрать. Организованное парковочное пространство – абсолютная необходимость для современного города. Платные парковки будут. Это дисциплина. Нужен порядок! И это дополнительные поступления в бюджет, – заявил в январе мэр Ярославля Владимир Волков.
Пока география новшеств предположительно будет ограничена зоной ЮНЕСКО с несколькими прилегающими улицами: от Волжской набережной, включая улицы Победы, Большую Октябрьскую и Которосльную набережную.
– Платные парковки в других частях города нецелесообразны, – подчеркнул советник мэра Ярославля Александр Асриянц. – Все парковки разделятся на плоскостные (на одной большой площади, например, у вокзала Ярославль-Главный) и вдоль улиц.
Кстати, планы сделать парковку возле вокзала Ярославль-Главный платной мэрия впервые озвучила еще в апреле 2018 года. «Организация платной парковки позволит рационально использовать парковочное пространство, уменьшить количество транспорта, стоящего на площади долгое время», – сообщила тогда пресс-служба мэрии.
Нужно отметить, что импульс прошел «сверху»: с прошлого года в России действует новая редакция федерального закона об организации дорожного движения, которая регулирует создание парковок – и платных, и бесплатных. Эксперты уже заявили, что «главный посыл новой нормы состоит в том, что парковок должно хватить всем». Документ рекомендует не устраивать платные парковки у больниц, поликлиник, учреждений образования.
Отзовитесь, концессионеры!
Действительно, «точечный» метод вряд ли себя оправдает. Нужно увязать многие моменты, тем более что информация к размышлению уже есть. Так, есть статистика по двум действующим платным парковкам. В среднем в день ими пользуются 200 – 300 автолюбителей.
По подсчетам ДГХ мэрии Ярославля, парковка на Богоявленской площади более востребована в будние дни с 10 до 16 часов и в выходные дни, а парковка на Красной площади – в будние дни с 12 до 14 часов и с 18 до 22 часов, а также в выходные.
В августе 2018 года Минтранс РФ выпустил рекомендации для регионов, назвав экономически обоснованные цены на платных парковках. Так, при полной загрузке час платной парковки в Ярославле должен стоить 39 руб. А при парковке, заполненной меньше чем на 86%, цена одного часа в Ярославле – 10 руб. Если 87%, то уже 15 руб.
Другой срез истории тоже показателен. У многих ярославцев, без сомнений, свежа в памяти «эпопея» 2015 – 2016 годов, когда тогдашние руководители мэрии и муниципалитета анонсировали создание 2,7 тыс. платных парковочных мест на 35 центральных улицах и площадях со ставкой 20 – 40 руб. за час стоянки.
«Да ничего у них не получится! Вся затея лопнет, как мыльный пузырь, поскольку будет больше расходов на организацию парковок, чем доходов», – это блогерское пророчество трехлетней давности оказалось убийственно точным. Инвестор не нашелся, горожане возмущались, проект свернули.
Сейчас, как мы видим, вновь начался поиск концессионера. Схема, внешне подкупающая своей элегантностью: инвестор заключает договор с органом власти на создание или модернизацию объекта, а потом управляет, извлекает прибыль и отчисляет долю по договору в бюджет.
– Срок концессии может составить 5 – 10 лет. На первом этапе 70 – 75% доходов от платы за парковки будет поступать концессионеру, остальное – в бюджет города. Это позволит концессионеру оправдать свои затраты. На втором этапе распределение денег – 50 на 50, – рассказал Александр Асриянц. – На организацию 2,5 тысячи платных парковочных мест затраты составят 120 миллионов рублей.
Но в России пока внедрение таких подходов идет со скрипом: удачных проектов единицы, в отличие от оставшихся на бумаге.
Кроме того, одна из сложных проблем видится в том, что у автомобилистов должен быть выбор. Выступая в декабре прошлого года перед депутатами, Сергей Волканевский заверил, что параллельно ведется работа по созданию бесплатного парковочного пространства: «У автомобилистов должна быть альтернатива платным парковочным местам». Но любой дилетант, взглянув на вереницы машин во дворах и вдоль улиц Ярославля, скажет, что задача эта – из разряда предельно каверзных, если вообще выполнимых.
Это, кстати, серьезный вопрос, на который обратил внимание и начальник ГИБДД Ярославской области Андрей Сироткин на прошедшей пресс-конференции. По его мнению, организация платных парковок на местах бесплатных не решит проблему городского трафика. Нужны именно варианты организации новых парковок.
Тарифы и штрафы
Обсуждение на пике, но проект постепенно обрастает подробностями. Стоимость услуг платных парковок составит от 35 до 50 руб. в час. Время бесплатной стоянки: всего 15 – 30 минут. К слову, сейчас в Ярославле работают всего две городские платные парковки – на Красной и Богоявленской площадях. Стоимость часа составляет 30 руб. Первые 30 минут стоянки – бесплатно. В Москве цена варьируется от 25 до 106 руб., в Санкт-Петербурге – от 18 до 75 руб.
Способы оплаты самые разные: СМС, паркоматы, мобильные приложения. Отдельный вопрос: как заставить платить, ведь иные ярославские автомобилисты нашли способы обхитрить паркомат и бесплатно уехать с уже действующих платных парковок?
Муниципалитет Ярославля на финише прошлого года предложил ввести штрафы за бесплатную парковку на платном пространстве.
– Сейчас изучаются варианты привлечения концессионера к созданию платного парковочного пространства в центре города. Поэтому необходимо ввести штрафы за нарушение правил платной парковки: концессия без этого работать не сможет. Штрафы за неоплаченную парковку могут составить для граждан – 1,5 тысячи рублей, для юридических лиц – 2,5 тысячи рублей, – обосновал необходимость новых мер воздействия первый заместитель директора ДГХ мэрии Ярославля Сергей Волканевский.
Однако 18 февраля муниципалитет отозвал законопроект об увеличении штрафов за платную парковку.
– Мы решили доработать законопроект совместно с депутатами Ярославской областной Думы. Дело в том, что необходимо проработать и другие вопросы, касающиеся организации платного парковочного пространства, чтобы затем принять комплексный проект изменений в областное законодательство, – пояснил председатель муниципалитета Ярославля Артур Ефремов.
А как в Рыбинске?
Во втором по величине городе региона ситуация аналогичная ярославской. В Рыбинске в исторической части города все парковочные места забиты автомобилями. Особенно это касается улицы Крестовой, поскольку там находится множество магазинов, организаций и офисов, куда люди приезжают на работу. Чтобы снять напряженность, городские власти там изыскали резервы и открыли бесплатные парковки внутри кварталов, прилегающих к центральной улице. А ранее огромную парковку организовали совместно с НПО «Сатурн» на проспекте Ленина, что разрядило ситуацию на соседних с проходной этого предприятия улицах. Раньше предприимчивые автовладельцы даже парковку перед «Макдоналдсом» занимали своими машинами, теперь ситуация улучшилась.
Частично власти Рыбинска предполагают «расшить» узкие места в центре города и за счет организации одностороннего движения на некоторых улицах исторической части. Это позволит парковать машины, не мешая организации дорожного движения.
Фото Анны Соловьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n52qz/
Комментарии: