Главное:
МИН
-

Создатель витража Терешковой открыл персональную выставку в КЗЦ: фото

Цветы в человеческий рост, поражающие буйством красок и каким-то неземным великолепием, сияние солнца, небо ослепительной синевы, прозрачность воздуха, какая бывает лишь в начале весны, – персональная выставка живописца, графика, эмальера, председателя правления Ярославского областного отделения Союза художников России Александра Александрова – это настоящий гимн пробуждению природы.

Вам когда-нибудь дарили тюльпаны высотой почти два метра? А в жизни жены художника Александра Александрова однажды случилось такое чудо.

– Муж знал, что я обожаю цветы – и живые, и на картинах. Накануне праздника он пригласил меня в свою мастерскую. Вошла и обомлела – там цвел настоящий живописный райский сад! – рассказывает Людмила Александровна.

«Сирень», «Пионы», «Летние цветы», «Экзотический цветок» – гигант­ские полотна сразу приковывают к себе взгляд. Таких сочных красок и такого богатства оттенков не увидишь в обычной оранжерее. Это не натюрморты вовсе, где природа по определению «мертвая». Здесь она живая, торжествующая, ядреная, в самом соку, словно молодая разбитная красотка. Горячая кровь и любовь к жизни бурлят в этих художественных образах.

– Яркие ощущения моей жизни – свобода, юношеский щенячий восторг от этой жизни, – говорит Александр Александров. – Я родился и всю жизнь прожил на Волге. Ее простор, широта, ее мощь, скрытая под маской неспешного течения, стали мне необходимы как воздух. Поделиться этим со зрителем – моя задача.

Родители-художники не настаивали, чтобы он пошел по их стопам, и терпеливо ждали, когда увлекающийся не только рисованием, но и спортом, математикой, физикой сын сделает окончательный выбор. И очень обрадовались, когда он решил продолжить династию и поступил на художественно-графический факультет Костромского педагогического института им. Н.А. Некрасова. Начав активную творческую деятельность, много работал в технике живописи, графики, горячей эмали, витража. Вместе с художниками Александром Карихом, Леонидом Малафеевским, Юрием Козловым, Валерием Зубом принимал участие в создании многих художественных объектов Ярославля и других городов России.

– Мы создавали витражи для госпиталя ветеранов войн, Леонтьевского и других храмов, музеев, почтовых отделений и даже кафе и ресторанов. Все это – плод творческих исканий, все было пережито и прочувствовано. Но лишь немногие из этих работ сохранились до наших дней. Такова участь монументального искусства – не только хрупкого стекла, но и росписи, мозаики на фасадах зданий. Причем убивает его, как правило, не время, а ребрендинг и смена художественной концепции, – рассказывает Александр Сергеевич.

Но и сейчас радуют глаз знаковые его работы: витраж с изображением первой женщины-космонавта Валентины Терешковой в новом Ярославском планетарии и иконостас одного из приделов восстановленного из руин Владимирского собора в Херсонесе. Возведен он был в XIX веке на предполагаемом месте крещения князя Владимира Святого – крестителя Руси, а в 2000-е годы вновь поднят из руин.

– В начале нулевых мне предложили поучаствовать в возрождении Владимирского кафедрального собора в Севастополе. Конечно же, я согласился, тем более что речь шла о проектировании резного дубового иконостаса для придела Александра Невского – нашего земляка, легендарного русского героя и моего небесного покровителя. Я привлек к работе своего однокурсника Володю Бакаева – резчика по дереву – и виртуозов техники горячей эмали, киевских художников Сергея и Татьяну Колечко. По моим эскизам и чертежам они выполнили иконостас с царскими вратами в византийском стиле. Этот иконостас с годами стал только краше. Он не грандиозный, а скорее камерный по размерам, да и сам придел масштабным не назовешь. Но он мне очень дорог, – гордится Александр Александров.

Александр Невский – небесный покровитель и младшего внука Саши. Крестным отцом мальчика стал его собственный дед. Благословение свыше ощущают они оба. По мнению Александра Сергеевича, у этого святого в его человеческой ипостаси есть необыкновенно ценное качество: чутье на изменения.

– Не стоять на месте, пробовать себя в чем-то новом – вот мое кредо. Например, у меня есть серия работ с битумным лаком. Сначала это была графика, потом я попробовал соединить ее с цветом. Техника в искусстве редкая, но предоставляющая большие возможности для самовыражения. В 2015 году меня пригласили выставить картины в маленькой галерее на любимом художниками Монмартре. Чтобы не ввязываться в долгую эпопею с таможенным оформлением живописи, я захватил с собой только небольшие рисунки на картоне. Все прошло очень скромно, без лишней помпы. Но в Париже со мной произошла творческая трансформация, и оттуда я вернулся уже не реалистом, а импрессионистом, – рассказывает Александр Александров.

Вместо холста и масла он сейчас использует оргалит (древесноволокнистая плита) и акрил. Возможно, на него оказала влияние давно живущая на берегах Сены старшая дочь Ольга – в свое время она окончила Ярославское художественное училище и философский факультет Санкт-Петербургского университета, затем знаменитую Сорбонну и стала живописцем, регулярно выставляющимся на грандиозных вернисажах в Гран-Пале (Большой дворец).

– Когда Оля еще училась в школе живописи в Париже, в Сорбонне на написание этюда с обнаженной натуры отводилось… всего 3 минуты. Модель занимает нужную позу, студенты берут в руки уголь или сангину – и все, время пошло. В таком бешеном темпе можно работать, только если умеешь выделять главное, отражать квинтэссенцию своего впечатления. Она постепенно научилась это делать – и заразила меня, – объясняет художник.

Такова его «Волшебная ночь» – не темное время суток в каком-то конкретном месте, а ощущение сказочного сна души, рождающего образы короля фей и эльфов Оберона и его супруги Титании – как в знаменитой комедии Уильяма Шекспира. А «Утро» – в нем как бы и нет ничего, кроме яркой полосы зари и пронизанного туманом воздуха. Нарисовать воздух – нечто эфемерное, фактически ничто – это надо уметь!

– Сейчас, в эпоху практически повсеместного использования фотографии и видеоряда, когда среднестатистический человек пресыщен визуальной информацией, художнику не так-то просто найти заинтересованного зрителя. Быть может, мы не всегда успеваем за ускорившимся временем. Но это не повод погружаться в трясину хандры. Мы можем творить по своему собственному разумению и быть свободными от шор, которые задают мода и современные вкусы. Верю, что раскрывший свое творческое «я» человек искусства обязательно найдет своих поклонников, – считает Александр Александров.

Фото Анны Соловьевой

выставка

Конституция

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp