Главное:
Что важнее: ошибки или позиция? Школьники писали сочинения об изменах, счастье и безрассудстве

Что важнее: ошибки или позиция? Школьники писали сочинения об изменах, счастье и безрассудстве

На итоговом сочинении в 11-м классе некоторых учеников подвел юношеский максимализм. Особенно трудной оказалась для них тема «Когда измену можно простить?».

15 ошибок на 300 слов

Более 5 тысяч ярослав­ских одиннадцатикласс­ников написали итоговое сочинение. Оно оценивается по системе зачет – незачет, и без успешного прохождения этого испытания выпускники не получат допуск к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Направления подготовки были известны заранее: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество», но конкретные темы ребята узнали за 15 минут до того, как время пошло.

В сочинении должно быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем – от 350. В числе критериев – соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность. Допускается 5 ошибок на каждые 100 слов, то есть 15 ошибок на средний по размерам опус. Чтобы изложить свои мысли на бумаге, школьникам отводится 235 минут. Ученикам с ограниченными возможностями здоровья – на 1,5 часа больше, причем они вместо сочинения имеют право написать изложение – в Ярославской области такой возможностью воспользовались 170 человек.

Писали итоговое сочинение старшеклассники в своих школах, их не нервировали видеокамеры, общественные наблюдатели пришли лишь в несколько классов. Проверку работ доверили учителям тех самых школ, где проводились испытания. Лишь после этого бланки собрал региональный центр контроля качества образования, чтобы передать в федеральную базу данных, – в ней сочинения будут храниться несколько лет, доступные для просмотра вузами всей страны, которые по собственной инициативе могут добавлять абитуриентам за самые аргументированные и глубокие рассуждения дополнительные баллы.

– Говорят, сегодня учащиеся мало читают. Это верно лишь отчасти, и здесь многое зависит от педагога. К примеру, в нашей школе стали традиционными уроки внеклассного чтения, на которых дети знакомятся с творчеством писателей, чьи произведения не включены в школьную программу, учатся их осмысливать и анализировать, излагая свои аргументы в сочинении-рассуждении, – рассказывает победитель областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года-2016» учитель русского языка и литературы Красноткацкой школы Алексей Бутусов.

Впрочем, итоговое сочинение – это не сочинение по литературе, оно метапредметное, хотя ученики и апеллируют в подтверждение своей позиции к литературным произведениям.

– Это значит, что, раскрывая тему, выпускник школы должен показать свою гражданскую зрелость, продемонстрировать нравственные устои, – напомнил Алексей Бутусов.

В штатном режиме

– Мероприятие прошло в штатном режиме. Инцидентов не зафиксировано, – пояснили в областном департаменте образования.

Но итоги, к сожалению, обрадовали не всех.

– У нас в классе порядка пяти незачетов. Особенно обидно Ире и Вике, которые по русскому языку и литературе всегда получали только пятерки и четверки. А тут вдруг – полный провал и необходимость переписывать итоговое сочинение. Обе девушки взяли тему измены и попытались доказать, что прощать ее нельзя, а самая страшная измена – это измена Родине. Попытка честно выразить свое мнение обернулась для них горьким разочарованием. Зато те, кто, не поддаваясь эмоциям, отбарабанили заранее заученное, подкрепили его дежурными фразами, легко получили допуск к ЕГЭ, – делится своими наблюдениями одиннадцатиклассница из Ярославля Анастасия.

Темы итогового сочинения в этом году оказались особенно глубокими, жизненными, провоцирующими на откровенность. «Когда измену можно простить?», «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?», «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?», «Чем смелость отличается от безрассудства?», «Бывает ли общественное мнение ошибочным?». Сегодня ответы на эти вопросы ищет вся страна, переводя их в практическую плоскость. Почти гамлетовские – сложные не только для ребят, но и для педагогов: важно не пытаться купировать поползновения школьников к свободомыслию, чтобы не отбить у юных граждан страны стремление открыто выражать свое мнение и приводить аргументы в его защиту, мыслить не по шаблону.

А обучающиеся, получившие незачет 6 декабря или не написавшие итоговое сочинение по уважительным причинам, смогут пройти испытание в дополнительные сроки – 7 февраля и 16 мая следующего года.

Ярославльобразованиеэкзамены

 

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp

Комментарии: