«Циолковский»: о силе мечты. В год 60-летия полета человека в космос в Волковском театре поставили новый спектакль

«Циолковский»: о силе мечты. В год 60-летия полета человека в космос в Волковском театре поставили новый спектакль

В первом русском театре – очередная премьера. Герои постановки «Циолковский» горячо спорят о путях развития общества, о том, что важнее: изобретать или монетизировать научные достижения, можно ли считать технологическим прогрессом разработки разрушительного оружия и почему достижение бессмертия – это не фантазия, а научная проблема.

Апрель начался с хороших новостей: после снятия ограничений учреждения культуры получили право заполнять 75 процентов зрительного зала. В Ярославскую область с рабочим визитом прибыла министр культуры России Ольга Любимова. Художественный руководитель театра имени Ф.Г. Волкова Сергей Пускепалис подробно рассказал ей и губернатору Дмитрию Миронову о преображении первого русского: проведен капитальный ремонт зрительской части и подвала, обновлена материально-техническая база. Кроме того, участники встречи обсудили деятельность и творческие планы учреждения. В этот же день в театре состоялась премьера спектакля «Циолковский»(16+). 

В начале было Слово – читаем в Библии. Слово (логос) – можно понимать не только как «божественная сущность», но и как «мысль», «мечта». Мечта – не приземленная и мелкая, а окрыляющая, воодушевляющая – имеет великую силу и изменяет действительность. Именно об этом – новая постановка Волковского.  

– Театр всегда тянет к высоким темам (а что выше, чем звезды?), его интересуют фигуры драматические, а еще лучше трагические, и ситуации, в которых ощущается максимальное натяжение эмоций, где сталкиваются непримиримые противоречия. Циолковский (его играет молодой актер Илья Варанкин) – уездный учитель, практически глухой, лишенный общения с людьми, зато он слышит неземные звуки. Он первый заговорил о полете в космос как о реальной возможности в относительно недалекой перспективе. Почти всю жизнь ему не везло, ему не верили, но он не опускал руки, продолжал работать. Признали его лишь в последние несколько лет жизни. Это такой русский Фауст, который в конце концов сумел поколебать основы мироздания, – считает автор пьесы и режиссер-постановщик спектакля Борис Павлович.  

Интерес к истории побуждает творческих людей и все общество вновь и вновь обращаться к прошлому нашей страны. Зачастую в их интерпретации оно предстает не свершимся фактом, к которому можно по-разному относиться, но которое следует принимать как данность, – в их руках оно подобно мягкой глине, из которой можно лепить, что пожелаешь. Вот и новый спектакль заявлен как основанный на реальных событиях, хотя таких никогда не происходило.  

– Мне нравится тема альтернативной истории, мне импонирует, когда режиссер переписывает реальные исторические события. Мы делаем нечто подобное. Известно, что в реальности Циолковскому не удалось встретиться с Менделеевым – а в нашем спектакле это происходит. У театра своя правда, и она заключается не в скрупулезном следовании архивным документам: это правда чувств и природы явлений, – объясняет свое творческое кредо Борис Павлович.  

Великолепная сценография погружает зрителя в удивительный, зачарованный мир мечты, и в этом чувствуется почерк настоящего мастера. 

Радует, что в центре сюжета – судьбы великих ученых, заложивших основы великих достижений отечественной науки. Вот только не оставляет ощущение, что на сцене – некая параллельная Вселенная, рожденная в голове Безумного шляпника. Видимо, так и было задумано автором.

– Главный персонаж – существо абсолютно гротескное и сверхъестественное, говоря современным языком, фрик, которому сопутствовали сумасшедшие происшествия, – подтверждает Борис Павлович. 

А ведь спектакль поставлен в год 60-летия полета человека в космос, и зрители  понимают: мечты Циолковского, казавшиеся фантастическими его современникам, осуществились! 

Постановка в целом – композиционная эстетика звука, цвета и света. Все действо словно уносит зрителя в космический мир на том самом аэростате чудаковатого ученого, подарившего миру возможность полета к звездам.

Борис Павлович семь лет возглавлял кировский театр «На Спасской» и сделал его одним из лучших в стране. В 2013 году театр был отмечен премией Правительства России имени Федора Волкова и принимал участие в Международном Волковском театральном фестивале в Ярославле. В последние годы он ставит спектакли в ведущих театрах России. Семь раз их номинировали на национальную премию «Золотая маска». В 2019 году ее завоевала  его постановка «Пианисты» в новосибирском театре «Глобус». А в 2020 «Маской» был отмечен его петербургский спектакль «Исследование ужаса» – «за талантливое театральное исследование философии жизни и творчества в условиях внешней несвободы». Артисты Волковского (Николай Лавров, Евгений Мундум, Семен Иванов, Сергей Скоков, Елена Шевчук, Мария Маврина, Наталья Наумкина и другие) тоже умело и очень выразительно воплотили режиссерский замысел. Их и всю постановочную группу Борис Павлович охарактеризовал как ультрапрофессионалов. 

Фото Анны Соловьевой

Волковский театр

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber