«Деньги – навоз, сдавай на паровоз!» В регионе открылся новый туристический маршрут

В него вошел уникальный музей паровозов в Переславском районе.

«Деньги – навоз, сдавай на паровоз!» В регионе открылся новый туристический маршрут

«Деньги – навоз, сдавай на паровоз!». Такой агитплакат, можно увидеть в уникальном музее паровозов в поселке Талица Переславского района, который вошел в новый туристический маршрут «Ретромеханика».

Тот, кто в детстве рос рядом с узкоколейной железной дорогой, навсегда запомнит пыхтящую паровую машину с вереницей вагончиков и пронзительным свистком, напоминающим крик лесной птицы.

Паровоз, вперед лети!

История Переславля-Залесского изобилует всякого рода легендами, в том числе связанными со строительством дорог. Согласно одной из них, в далеком 1870 году по улицам патриархального купеческого городка хотели проложить железную дорогу из Москвы на Ярославль. Но жители, испугавшись появления шумной «чугунки», высказались против, и строителям пришлось прокладывать рельсы в 15 верстах от городской черты.

– Это всего лишь легенда, на самом деле виной были местные Холмогоры, наши знаменитые переславские горки, – поясняет директор музея «кукушки» Сергей Дорошков. – Строить дорогу на холмах оказалось в ту пору невозможно, поэтому она пошла в обход, ближе к суздальскому ополью.

Но железная дорога, правда, с узкой колеей, все-таки добралась до Переславля. Случилось это в 1939 году, когда со стороны болот начали подвозить торф для многочисленных котельных города. Больше четырех десятилетий сеть узкоколеек общей протяженностью 150 километров, проложенная в болотистой местности у Плещеева озера, исправно доставляла дешевое топливо, пока не кончились природные запасы. Об освоении этого месторождения рассказал в своей замечательной книге «Кладовая солнца» Михаил Пришвин. До сих пор сохранился его небольшой дом, построенный недалеко от железнодорожного депо у Блудова болота, сейчас в нем создается музей детского писателя.

А коллекцию музея паровозов стали собирать энтузиасты еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Он создан на базе паровозного депо, и все его экспонаты настоящие. Это отслужившая свой срок техника, знакомство с которой создает у посетителей полную иллюзию, что они попали в XIX и XX века. Здесь можно не только услышать увлекательную историю мирового паровозостроения, но и потрогать экспонаты и даже прокатиться на дрезине с ручным приводом.

На обширной территории музея под открытым небом хранится немало старинной техники – от древнего локомобиля и вагонеток на конной тяге до легковой машины марки ЗИМ на железнодорожном шасси. Когда-то в ней с комфортом разъезжали руководители торфоразработок, в то время как рабочих возили в тесных холодных вагончиках с жесткими сиденьями. Гордостью создателей музея являются немецкие, английские, финские и отечественные паровозы, среди которых выделяется «кукушка» – живая история развития страны. Легендарный работяга с буквой К на будке машиниста, означавшей, что паровоз изготовлен на заводе в Коломне, до сих пор находится в рабочем состоянии. Только разжигай топку, грузи в тендер дрова или уголь, заливай в баки воду – и вперед, со свистом и ветерком!

Вернуться в детство

– Пиковая нагрузка в нашем музее составляет 1500 туристов в день, но фактически посетителей значительно меньше, особенно зимой и в весеннюю распутицу, – рассказывает Сергей Дорошков. – Добраться до нас непросто, трехкилометровая дорога от асфальтированной трассы до Талицы требует основательного ремонта. Администрация сельского поселения не имеет для этого средств, даже содержать ее в проезжем состоянии для местной власти большая проблема. Ремонтируем сами как можем, иногда на помощь приходят проживающие в поселке дачники, но это не спасает положение.

Между тем интерес к уникальному музею огромный, особенно у школьников. Ну где еще, скажите, дадут ребенку погудеть паровозным сигналом, помахать флажком и своими руками перевести стрелку узкоколейки! А еще покажут настоящий кабинет начальника станции со старинным прибором, обеспечивавшим безопасность движения поездов. Эта штука со специальными жезлами по уровню сложности недалека от современного персонального компьютера.

Часто музей железнодорожной техники посещают иностранцы, с которыми хозяева общаются на английском языке. Надо видеть реакцию англичан, немцев, французов и финнов, когда они читают на паровозах и вагонах таблички на родном языке.

Однажды в район переславских торфяных болот приехал бывший немецкий киноактер Лутц Риман, искавший следы вывезенной из Германии после войны узкоколейной железной дороги. Он родился в Померании, где еще ребенком катался в маленьком вагончике, и под старость захотел вновь испытать ощущения детства.

– У нас трофейных вагонов не оказалось, но спустя несколько лет мы разыскали пару штук в Шатурском районе, на торфоразработках, – поведал интересную историю директор музея. – Сейчас они стоят на родине Римана у железнодорожного вокзала, восстановить их и перевезти за границу помогли российские газовики, которые прокладывали в тех местах ветку «Северного потока».

Музей, подобный переславскому, начал действовать и в Екатеринбурге. Раньше на Урале узкоколеек было множество, их широко использовали в горнодобывающей промышленности.

В стране даже организовалось целое сообщество любителей малого железнодорожного транспорта. Они общаются друг с другом и обсуждают пути развития музеев истории техники, изучают зарубежную музейную культуру.

– Пока в России юридически не прописан статус таких музеев, это еще предстоит сделать, и сейчас мы проводим консультации с политехническими институтами. У нас решается вопрос восстановления исторической железной дороги и создания на базе музея туристического объекта для связи города с домами отдыха, расположенными в охранной зоне национального парка «Плещеево озеро». Узкоколейка не может уходить в никуда, она должна использоваться на благо людям, – уверен Сергей Дорошков.

Поэтому не удивляйтесь, если в будущем услышите в заповедных пришвинских местах громкий голос железной «кукушки». Будем надеяться, что долго ждать не придется – музей паровозов включен в новый туристический маршрут «Ретромеханика». Это второй из девяти разработанных брендовых маршрутов региона. Первый – «Советская Ярославия», открытый к 100-летию революции – уже работает и пользуется большой популярностью у туристов.

– Основные региональные маршруты охватывают темы истории и культуры, гастрономии и локальных ремесел, – рассказала начальник отдела территориальных брендов и коммуникационных проектов департамента туризма Ирина Плишина. – Эти турпродукты – часть программы «Ярославские выходные», которая позволяет и гостям, и жителям региона по-новому увидеть достопримечательности сразу нескольких муниципальных районов. Губернатор Дмитрий Миронов поставил цель к 2025 году увеличить турпоток в Ярославской области в 2,5 раза – до 8 миллионов гостей в год. Введение новых брендовых маршрутов – один из способов решения этой задачи.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4s7a/
туризм

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость