Душа без грима. Ярославцы могут увидеть любимых актеров без театральной маски

Душа без грима. Ярославцы могут увидеть любимых актеров без театральной маски

В первом русском театре сложилась новая традиция. В традиционных спектаклях мы видим актеров в их сценических образах, и зачастую роль искажает представление о личности ее исполнителя. Увидеть любимцев публики без театральной маски позволил стартовавший в прошлом году в Волковском новый проект – «Театральный салон «Бенефис».

Калейдоскоп бенефисов

Раньше бенефисом называли спектакль, весь сбор от которого передавался артисту-юбиляру или впавшему в нужду служителю Мельпомены, так что финансовая составляющая считалась определяющей (не случайно слово «бенефициар» сегодня чаще всего понимается как «выгодоприобретатель»).

В Волковском бенефисы – нечто совсем другое. В прошлом году, придя в первый русский художественным руководителем, Сергей Пускепалис выступил инициатором нового проекта «Открытый театр», в рамках которого был создан «Театральный салон «Бенефис». Задумывался он для преодоления существующего в нашем сознании барьера, разделяющего зрительный зал и сцену. У зрителей в его рамках появится возможность встретиться и пообщаться накоротке с любимыми актерами, узнать о технологиях театрального процесса.

Но прелесть бенефисов не только в этом. Когда артист выходит к публике не в образе персонажа пьесы, а в ореоле своей личной харизмы, говорит от своего имени, – мы узнаем о его сокровенных мыслях, нравственных убеждениях, личном опыте.

Бенефисы народного артиста России Валерия Кириллова всегда проходят на «ура». Он выпустил уже два моноспектакля для «Открытого театра»: «30 оттенков закулисья» (16+) – щедро сдобренный юмором и самоиронией рассказ о профессиональном пути с раскрытием секретов актерского мастерства, и «Женщины. Михаил Жванецкий» (12+), который можно считать признанием в любви к публике, выраженным через монологи популярного сатирика.

Заслуженная артистка России Ирина Чельцова в бенефисной программе «У войны не женское лицо» (12+) поведала о подвигах, доблести и славе актрис-фронтовичек, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны (в их числе была ярославна Софья Аверичева).

Заслуженная артистка Татьяна Позднякова подготовила проникновенный рассказ «Про людей, которые ушли» (12+). А сыгравшая около 40 ролей на сцене театра имени Волкова Марина Тимченко совершенно по-новому раскрылась в музыкально-поэтической композиции «Птица Феникс, возрожденная из пепла» (16+) по произведениям Марины Цветаевой.

Пандемия, к сожалению, не позволила реализовать все планы, но уже сейчас можно сказать, что благодаря новому проекту репертуар Волковского дополнил яркий калейдоскоп моноспектаклей в формате «театр одного актера».

Все начинается с любви

Одним из самых удачных стал бенефис Натальи Асанкиной «Все начинается с любви» (12+). Название раскрывает суть ее актерской природы и жизненное кредо. Не случайно именно роли любящих женщин раскрыли ее талант во всей его полноте. Например, в недавней премьере театра – мюзикле «Еврейское счастье» (12+) – она играет жену главного героя Шейне Шендл, которая готова пожертвовать личным счастьем, чтобы дорогой ей человек принял важное для себя решение и перешел на новый виток своего жизненного пути.

– Это относительно небольшая (если считать по количеству сказанных слов), но очень сильная по эмоциональному накалу роль. Свой жизненный опыт, свое понимание человеческих отношений, свою любовь к близким я вложила в этот образ, – признается актриса.

За четверть века служения театру Наталья Евгеньевна сыграла более четырех десятков ролей. Высокая, статная, черно­глазая, она была одинаково органичной в образе красавицы-казачки Марьяны в спектакле «Кавказский роман» по повести Льва Толстого и снедаемой завистью Капы в детской сказке «Аленький цветочек», селянки Варвары в драме «Последний срок», поставленной по повести Валентина Распутина, и колоритной свахи Кабато из музыкальной комедии «Ханума». Помимо работы в театре она преподает сценическую речь студентам театрального вуза.

Ярославские театралы надеются, что традиция бенефисов продолжится. Когда мы видим актера без театральной маски, когда в его речи проявляются интонации глубокой искренности, достигающей степени исповедальности, мурашки бегут по коже: вот она – его душа «без грима»! По своей энергетике это почти как молитва, откровение-экстаз, поэтому вызывает мощный эмоциональный отклик… Хотя и в этом случае мы, возможно, видим не подлинную сущность творческого человека, а одну из его многочисленных ролей – пожалуй, лучшую в карьере.

Фото из архива театра

Волковский театр

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber