Главное:

ФОТО: Нарядная жизнь. Краткий экскурс по истории головных уборов прошлого

Традиционный национальный русский костюм невозможно представить без головных уборов. Расшитые шитьем, серебряными и золотыми нитями, жемчугом, бисером, украшенные фольгой, стеклом, драгоценными камнями женские и девичьи головные уборы поражали своим богатством и красотой.

Головной убор был важной частью русского костюма. По его декору окружающие определяли возраст и социальный статус женщины, ее этническую и территориальную принадлежность, а также сословие.

В Ярославском музее-заповеднике сохранилось немало удивительных экспонатов, которые некогда были украшением женщин. Сегодня кокошники, подвойники, платки, девичьи повязки, ленты, сороки и венцы можно увидеть на выставке «Нарядная жизнь».

– Все головные уборы делятся на две группы: женские и девичьи. Девушки носили либо распущенные волосы, либо заплетенные в одну косу, голову украшали лентами или повязками шириной от 5 до 20 сантиметров. А женщины волосы заплетали в две косы и прятали их под головной убор, – рассказала хранитель музейных предметов Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Елена Бокова.

В коллекции музея порядка 200 головных уборов, но в основном праздничных, передававшихся по наследству. По материалам, из которых сделаны головные уборы, и по их форме можно определить, в каком регионе жили владелицы. В ярославской коллекции кокошники из Олонецкой, Вологодской, Тверской, Московской, Костромской и Ярославской областей.

Сами кокошники состоят из двух частей. Передняя часть – очеле – делалась из твердого материала, как правило, бересты, обтянутой тканью и расшитой бисером, стеклом или битым перламутром, а тыльная сторона – донце – была мягкой.

Самые древние головные уборы, представленные ярославцам, – сороки. Любопытно, что их название пошло из-за кроя. В раскрытом виде эти головные уборы напоминают птичку.

Свадебные головные уборы – самые большие и роскошные. Они всегда были особой заботой семьи невесты. Изготовление требовало особого мастерства, украшений и ткани. А потому стоили свадебные венцы и коруны много денег. Из-за своей дороговизны позволить их себе могла далеко не каждая семья. Нередко девушки из зажиточных семей давали в прокат на свадьбу венцы и коруны. Стоили они очень дорого, и потом их передавали от матери к дочери.

Что любопытно, что в подготовку приданого никогда не вмешивался отец, но решение о приобретении свадебного венца принималось главой семьи.

Свадебные головные уборы делились на два типа. Первый тип представлял собой обруч из бересты или картона, обтянутый тканью. К нему прикрепляли ажурный валик из проклеенного картона, расшитый бисером и перламутром. Сзади к венцу крепилась широкая шелковая лента, концы которой спускались ниже лопаток.

Второй вид – коруна или венец с «городками» (зубчатыми по верхнему краю). Он вырезался из проклеенного картона и обтягивался тканью, которая украшалась жемчугом, перламутром, бисером, стеклами или драгоценными камнями, шитьем, цветной фольгой. Венец крепился на неширокой повязке из парчи, которую завязывали бантом на затылке под косой. У этих венцов было дополнительное украшение – жемчужная или бисерная поднизь, она спускалась на лоб.

В Ярославле хранится один из редких головных уборов – свадебный венец конца XVIII века. По стране их сохранилось всего несколько штук.

Пополняются коллекции головных уборов крайне редко. Так, последнее поступление в музее-заповеднике было в 1960-х годах, когда в дар музею преподнесли каргопольский кокошник. Большинство же корун, венцов и подвойников безвозвратно утеряны.

Фото Татьяны Ждановой

выставкамузей-заповедникКраеведение