Главное:

И вечная Весна! Ярославцев покорили работы Елены Пасхиной на фестивале ART NON-STOP

В шестой раз Ярославский художественный музей проводит фестиваль современных художников ART NON-STOP. Но в этом году он особенный: впервые публике представлены работы ярославских скульпторов Елены Пасхиной и Александра Зверкова.

Главная идея проекта – как можно шире представить художественную жизнь города, открыть публике новые имена и новые грани творчества уже известных авторов. Монументальные работы Елены Пасхиной стали неотъемлемой частью городской среды. Памятник Леониду Собинову. Скульптурная композиция «Постовой Романовской заставы». Трогательные «Стрижи», в которых воплощена светлая память о трагически погибшей в сентябре 2011 года хоккейной команде «Локомотив». Мемориал жертвам радиационных аварий и катастроф. Скульптурные композиции «Буффонада» и «Кукольник» на фасаде здания Ярославского ТЮЗа. «Аллея полководцев», ведущая к зданию Музея боевой славы. В работах Елены Васильевны запечатлено наше великое прошлое – это  памятник адмиралу Ушакову в Рыбинске, Некрасову в селе Вятском, авиатехникам Великой Отечественной на аэродроме Левцово («Макарыч»). Жители региона испытывают к ее работам особые чувства: ведь это изваянные в камне и бронзе наши общие эмоции, наше отношение к истории и дню сегодняшнему. Остановив и овеществив мгновения, она сделала их достоянием вечности. 

– Так судьба распорядилась: открытие выставки Елены Пасхиной соединило две круглые даты: вековой юбилей Ярославского художественного музея и юбилей Елены Васильевны. Ее персональная выставка позволяет ретроспективно проследить процесс развития творческой личности, увидеть автора во всем многообразии его таланта.

Елена Васильевна – лауреат Ярославской областной премии имени Опекушина, награждена золотой медалью Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, в 2012 году стала членом-корреспондентом Российской академии художеств. Редкая удача – посмотреть, как задумываются и воплощаются креативные идеи. Это все равно, что заглянуть в мастерскую скульптора. Три зала замечательных работ – от классики до модерна.

– Елена Васильевна много работает в станковой скульптуре. Ее произведения, исполненные в бронзе, камне, дереве и керамике, отличает неизменно вдумчивое отношение к материалу, тонкое чувство специфики «таинства» работы с ним. Вдохновленные темами истории, религии и мифологии, неповторимой привлекательностью конкретной личности или некими общечеловеческими качествами и состояниями, ее скульптуры являют синтез трепетного отношения к натуре и индивидуального пластического решения каждого произведения. В многообразном творчестве Елены Пасхиной органично сочетаются классические и авангардные формы, – восхищена директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина.

По скульптурам на улицах города мы знаем академическую Елену Пасхину. На выставке мы видим, как она органична в этой ипостаси: это и композиция «За Русь», запечатлевшая готовую к подвигам конную княжескую дружину, и скульптура императрицы Елизаветы Петровны, и памятник Некрасову (великий поэт изображен на охоте, он задумался, привалившись к дереву, видимо, сочиняет новые стихи), и многие другие работы. Но мало кто знает Пасхину – импрессиониста и последователя Пикассо. Ощущением изумительной легкости, чистоты, свежести, распускающейся жизни дышит ее «Наташа. Весна по Фрейду». Кажется, что девушка в буквально следующее мгновение оживет, засмеется, убежит в только-только одевшийся цветами сад – весь в белом убранстве, как невеста.

– 18 лет назад я впервые оказался в мастерской Елены Васильевны и открыл для себя ее скульптуры. Это целый мир, диапазон – широчайший! У меня ощущение, что Елена Васильевна – непрекращающаяся весна. Она расцветает и расцветает, – очень тепло говорит о своем учителе известный в России и за рубежом питерский мастер, член союза художников России Семен Жохов.

Такова ее душа. Стоит ли удивляться, что открывшаяся весной персональная выставка создает весеннее настроение? Классические работы чаще воплощаются в бронзе и камне – ведь это материл на века. Но нашей землячке не менее интересны керамика, шамот – обожженная измельченная глина – и композит. Они не такие дорогие и оставляют больше возможностей для творческих исканий и экспериментов. Декоративность, недосказанность, недоработка материала – эти присущие импрессионизму черты и ее творческому почерку не чужды. Академическую школу скульптурного факультета Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина дополняют навыки работы с цветом и различными природными материалами, приобретенные в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Например, бюст Петра Первого у нее – очень креативный: прямо из головы  создателя русского флота как будто вырастает корабль. Сразу столько аллюзий: здесь и отсыл к греческой мифологии, в которой богиня мудрости, могучая воительница Афина вышла из головы громовержца Зевса, и иллюстрация рождения ярких идей.

Композиция «Венчание» – две головы новобрачных как будто слились в единое существо. Возможно, это эхо симпозиума в Чехии, где Елена Васильевна удивила жюри нестандартным подходом.

– Тема была свободной, но на ее воплощение нам отвели всего неделю, – вспоминает Елена Васильевна. – Мы бродили по горам и выбирали материал. Я нашла раздвоенный камень, увидела в нем влюбленных, и мне оставалось только, говоря словами великого французского скульптора Родена, «отсечь от него все лишнее».

А иногда ей, как любому художнику, хочется «похулиганить» – поддразнить зрителя необычностью трактовки.

– Даже великий Пикассо это себе позволял – вспомним его эпатажную «Козу», – улыбается Елена Пасхина.

Действительно, одна из наиболее известных поздних работ мастера вызывает улыбку: нелепая и отважная коза-дереза, сооруженная из старого хлама: тут и старый картон, и ошметки гипса, и черепки глиняной посуды, и рваная корзина вместо живота. Елена Васильевна готовит скульптурный экспромт на тему Пикассо и его рогатой. 

Возможно, когда-нибудь мы еще увидим и эту скульптуру на улицах Ярославля. Право же, хотелось бы больше Елены Пасхиной на улицах Ярославля.

– У меня есть серия работ «Пророки». Одну из них – «Илья Пророк» (ветхозаветный ревнитель верности Богу улетает в вихре на небо) мне хотелось бы когда-нибудь увидеть вблизи Ильинского храма в Ярославле. Скульптура «Волга», возможно, когда-нибудь украсит набережную, – делится надеждами Елена Пасхина.

– На выставке Александра Зверкова представлены скульптурные, графические и живописные работы художника. Его произведения получили достойное признание специалистов, искусствоведов, музейщиков и внимание зрителей. В фокусе внимания Александра Зверкова – человек. Язык его скульптурных произведений, сочетающий глубокое знание и понимание классического искусства с умением облекать традиционные материалы – мрамор, бронзу, дерево, гранит, известняк – в современную пластическую форму, рождает смысловую полноту, побуждает к созерцанию, осмыслению через эстетические впечатления. Графические и живописные произведения Александра Зверкова отличает тонкое чувство формы и пространства. Во множестве ассоциаций, пробуждаемых в сознании его творчеством, неизменно рождается огромная глубина, переходящая в бесконечность. На протяжении работы фестиваля вход для зрителей свободный и бесплатный. Будем благодарны, если вы придете и оставите свои отзывы, – приглашает директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n53ht/
выставка

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость