Главное:

Таинственные писанки

– Писанка – это произведение искусства, – считает мастер росписи Светлана Кремнева, – но вместе с этим и некий символ. Всё зависит от того, с какой целью «пишется» яйцо. Для меня создание писанок – не просто увлечение, но и некое таинство. Когда садишься за работу, точно невозможно предугадать, что получится в итоге. Не всегда рисунок выходит таким, каким ожидаешь. Это как в фотографировании, видишь одно, снимаешь другое, а на фотографии может проявиться третье. Создаваемый рисунок – не только полёт творческой мысли мастера, здесь каждая линия и цвет имеют свой смысл. Многое зависит от настроя и состояния пишущего и от исходного материала. В моей практике был случай, когда двое делали писанки: брали яйца из «одной корзинки», опускали их в одну и ту же красную краску, держали одинаковое время, но у одного получился алый цвет, а у другого почти чёрный.

По профессии Светлана Павловна – педагог, 36 лет проработала воспитателем в детском саду.

– Сначала пришла сюда временно поработать, – признаётся она, ведь по образованию я учитель русского языка и литературы. Но постепенно «втянулась», и не захотелось уходить. С малышами заниматься очень приятно, они «чистые», наивные, открыто смотрят на мир, с ними и сама душой отогреваешься.

Педагог по специальности, по велению души она – мастер писанки. Однако так было не всегда.

– В жизни каждого человека, – говорит Светлана, – однажды наступает трудный период переосмысления ценностей, когда вдруг понимаешь, что в моральном плане нужно, и ты готов «отдавать», но не знаешь что. Мы с мужем вместе искали выход и нашли его в духовном очищении, основанном на исконно русских традициях. Обзавелись домиком в деревне, построили баню. Много ездили. В то время, да и сейчас, есть немало семинаров по духовному самосовершенствованию. На одном из них я узнала о Зинаиде Николаевне Иваницкой, самобытном мастере, живущей в Москве. Она – уникальная женщина, изучает культуру писанок и делится опытом с желающими. Я прошла курсы у ученицы Зинаиды Николаевны, которая передаёт её традиции «из рук в руки». Увлеклась этим, а теперь уже сама ежегодно провожу мастер-классы. Создание писанки – не только машинальное нанесение цветов и символов, в нём есть элемент самопознания. Умело расписывать яйцо можно научить человека за несколько часов, а вот чтобы постичь науку славянской писанки как оберега нужны годы.

Для кого-то расписное яйцо – красивая игрушка, сувенир или украшение интерьера. Для Светланы Павловны оно больше талисман, несущий тайный смысл.

– В славянской традиции, когда расписывали яица, символы и цвета всегда наделяли особым смыслом, и я стараюсь следовать этому. Если «пишу» для кого-то конкретно, на здоровье, на успех какого-то дела, на решение проблемы, мне нужно прежде поговорить с человеком. Создавая писанку, думаю о нём, стараюсь брать те образы, которые связаны с ним и его ситуацией. Если «пишу» для молодого мужчины, использую рисунок дубового листа, для пожилого – дерево с желудями, ведь дуб издавна считается символом здоровья и мужской силы. Сосна и верба – воплощение женской сущности. Чтобы была удача, изображаю крест, ведь без божьей помощи вряд ли может что-то получиться. Большое значение имеет цвет. Красный – сила, радость, мужество; чёрный – цвет тайны; жёлтый – знания, тепла; зелёный – рост, развитие, здоровье; белый – божественная чистота. Создание писанки – целый ритуал. Не следует садиться за работу, не закончив сиюминутные и недоделанные дела. Нужно освободиться от домашней суеты, настроиться, «очистить» своё сознание от всего «наносного». Для этого есть свои обряды. Случается, одно яйцо переписываю по нескольку раз. Однажды знакомая попросила сделать для неё писанку «на рождение ребёнка». Но как-то всё не получалось, постоянно возникали небольшие проблемы, то не было белых яиц, то времени. А когда начала, всё так же не ладилось, то яйцо выскользнет из рук, то треснет. Я позвонила ей, и выяснилось, что в тот момент у этой женщины в семье настал кризис, завершившийся разводом. Немного позже я сделала ей писанку на удачу и зачатие. Возможно, совпадение, но через некоторое время она успешно вышла замуж и родила хорошенького малыша. Каждый человек сам выбирает, хочет он верить или нет в то, что писанки имеют таинственную силу оберегов. Вера – самое сильное состояние человеческой души. Если по-настоящему верить, то и невозможное может стать возможным. Ведь известны случаи, когда верующие исцелялись от смертельных недугов. Это – та сфера, которую можно понять и воспринять душой, но очень сложно объяснить словами.

Писанки для мастерицы – материальное воплощение некой недоступной нашему сознанию информации, а порой и предупреждение. Светлана рассказала историю, как однажды ждала приезда дочери из Москвы. Но та позвонила и сказала, что неожиданно «охранная» писанка, которую ей подарила мать, раскололась. Дочь задержалась на несколько минут, чтобы привести комнату в порядок. Через некоторое время – новый звонок – она стояла на дороге в пробке, впереди произошла страшная авария, столкнулись несколько машин и было много пострадавших. Если бы не расколовшаяся писанка, дочь оказалась бы в самом центре трагедии.

Расписанные яйца могут храниться годами, но однажды они трескаются. Одни не обратят на это внимания, другие, кто верит в их тайну, остановится и задумается. Есть хорошая пословица – знал бы где упасть, соломки подстелил. Возможно, писанка – это та же соломка. Будущее, может, и нельзя изменить, но если событие «на пороге», человеку даётся шанс остановиться и задуматься.

– Существуют особые методы сохранения писанок, – рассказывает Светлана, – как это делают на Украине, точно сказать не могу. Я обычно «пишу» по «живому» яйцу. Такие писанки могут долго храниться, возможно, потому, что воск сплошной плёнкой покрывает скорлупу. Если делаю коллекционную вещь, из яйца вынимаю содержимое и наполняю его воском.

Процесс создания расписного творения завораживает. Рисунок появляется «от обратного», как проявка негатива. В тигелёк набирают воск, нагревают его до температуры плавления – 45 градусов. После на белой поверхности яйца рисуют тёмным расплавленным воском линии и символы. Затем яйцо красят и убирают застывший воск. На цветном фоне появляются те же линии и символы, но уже белого цвета. И так узор за узором «одевается» таинственный оберег.

Светлана Павловна говорит о писанках, как о живых существах. Например, когда они отслужат свой срок, их нельзя просто выбросить, желательно «похоронить» – закопать в землю. Чтобы разобраться в символике, она читала много этнографиче-ской и исторической литературы, исследований.

По словам Светланы Кремневой, «колыбель» писанок – Западная Украина. После революции на «пишущих» мастеров, так же как и на представителей церкви, начались страшные гонения. На долгое время о писанках как бы забыли. Только в семидесятые годы, когда приоткрылся «железный занавес», оказалось, что искусство их изготовления сохранили наши соотечественники, бежавшие за рубеж, в частности, украинская диаспора в Канаде. Там даже создан музей писанок. В Нью-Йоркском университете хранится большая коллекция писанок, дореволюционные экспонаты есть во Львове, в Киеве. А у ярославской мастерицы в коллекции около трёхсот расписных экземпляров.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n32hj/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость