Главное:

Скромное обаяние Владимира Шибанкова

В 1979 году в Волковский театр на премьерный спектакль «Дом» по роману известного писателя Фёдора Абрамова приехал автор. После спектакля на встрече с актёрами Фёдор Александрович подробнейшим образом разобрал особенности постановки, игру актёров, оформление. «Лак с дерева следует убрать, – сказал он, – всё должно быть гораздо проще!» В словах Абрамова таилась горечь не только по поводу оформления спектакля. «Лак» был не только на поверхности, он пробрался и внутрь самого сценического зрелища.

Шибанков играл в спектакле далеко не последнюю роль, но Абрамов как будто обходил его стороной. И вдруг в завершение своего разговора Фёдор Александрович спросил: «А где же исполнитель роли Калины Дунаева?» «Да вот же он! Вот, Володя Шибанков!» – воскликнули волковцы. После недолгой паузы Абрамов сказал, обращаясь к актёру: «Вот вы как неожиданно характер повернули... Не думал... Спасибо вам особое за ваше исполнение!»

В спектакле Калине Дунаеву по прозвищу «Эпоха» было отпущено от силы четыре реплики. В игре Шибанкова была подлинность и никаких следов «лакировки», был трагизм мироощущения. Вот что зацепило Фёдора Абрамова в маленькой эпизодической роли.

От героев Шибанкова всегда исходит некое излучение, теплота сердца, потаённый лиризм. Иногда кажется, что и он сам, и его герои словно не от мира сего. Его скромность растворена в нём самом. По театральной крови Шибанков – мхатовец, по духу – ефремовец. Он учился в школе-студии МХАТ на курсе Олега Ефремова. Гибкий, нервный, пластичный, органически вписывающий себя и своего персонажа в любую историческую эпоху.

Студенты жили в общаге на Старой Трифоновке, в аварийных бараках, восемь человек в комнате на 13 метрах! Соседями Шибанкова были Слава Невинный, Геннадий Фролов, Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Альберт Филозов, Евгений Урбанский, Юра Гребенщиков. Однокурсник Боря Ардов часто приглашал в гости в знаменитый дом Ардовых. Однажды он увидел за столом царственную и величавую седую женщину – это была Ахматова! Стихи Ахматовой студенты знали от Андрея Синявского, который преподавал им историю русской литературы. Когда в 1961 году открывали новое здание театра-студии «Современник» – ещё на площади Маяковского, курс Олега Ефремова участвовал в торжественном капустнике. Шибанков пародировал самого мастера, тогда ещё отчаянно молодого. Он и сейчас, вспоминая об этом, подражая Олегу Ефремову, становится похожим на учителя. Потом он играл и в спектаклях «Современника». Его партнёрами по сцене были Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачёва, Игорь Кваша.

Середина 60 – 70-х для Шибанкова стали годами актёр­ских странствий: Омск, Томск, Новосибирск. Тогда он стал одним из ведущих актёров новосибирского «Красного факела». А в 1976 году Фирс Шишигин, посмотрев работы актёра, пригласил его в Волковский театр.

Шибанков сразу получил главную роль в спектакле «Святая святых» Иона Друцэ – и попал в самую точку. Весь Ярославль ходил смотреть Шибанкова. Сердце его героя было пронзено болью. Театр отважился, может быть, впервые, столь откровенно говорить о том, как рушатся и попираются святыни, главная из которых – фронтовое Знамя Победы. А ещё – Хлеб, гибнущий на полях. А ещё – всё Живое: птицы, коровы, овцы, погибающие от людского варварства. Герой Шибанкова требовал одного – понимания и человечности. «Странные» герои Шибанкова – шукшинские «чудики» и «чудаки», герои пьес Дударева, Горина своим существованием бросали вызов обществу, забывшему об уникальности и неповторимости человека.

Владимиру Шибанкову подвластна и комедийная стихия, и гротеск, и клоунада. Но и гротесковые отсветы, и карнавальность его далеки от трюкачества и всегда глубоко человечны. Таковы горестный Жевакин в «Женитьбе» Гоголя, Епиходов в «Вишнёвом саде» Чехова, Пичем в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта, Лузгин в «Фальшивой монете» М. Горького, Аметистов в «Зойкиной квартире» М. Булгакова.

Настоящим событием стала отмеченная столичной критикой роль Никулина в спектакле «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина в постановке Сергея Пускепалиса. От «надрыва» к «надрыву» живёт нелепый и трагический доктор Чебутыкин в «Трёх сёстрах». В спектакле «Кармен» герой Владимира Шибанкова – центр пародийного квартета бродячих музыкантов. Его эксцентрика воплощает «трагическую весёлость» мудрости. Шибанков – любимец театральной волковской молодёжи, которая неустанно экспериментирует. Молодые актёры всегда приглашают мастера к участию в своих опытах, они понимают, что рядом с ними тот, у кого есть чему учиться.

Присутствие Шибанкова в актёрской палитре Волковского театра ценно именно тем, что интеллигентный и человечный талант сегодня большая редкость.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2xqy/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость