Главное:
«Есть женщины в русских селеньях»

«Есть женщины в русских селеньях»

                                                                                         Есть женщины в русских селеньях.
                                                                                         А также и в старых кварталах,
                                                                                         Святые мадонны – на фресках,
                                                                                         У древних – в рисунках на скалах.

Редко, когда театральные критики посвящают актёрам собственные стихи. Но эти строки написал и посвятил Галине Ефановой легендарный латышский театральный критик Гунар Трейманис, когда Волковский театр в 80-х был на гастролях в Риге. В героинях Галины Ефановой он увидел черты и русских, и латышских, и Сикстин­ских мадонн. О спектакле «Наследники Рабурдена» Э. Золя, где её Шарлотта задавала тон, критик написал: «Актриса достигает такого сочетания дос­товерности и игривости, что это позволяет утверждать – главным стержнем постановки «Наследники Рабурдена» является её Шарлотта».

Кроме женственности и лукавства критик открыл ещё одно душевное свойство актрисы Ефановой – отчаянность сердца. Отчаянность сердца – это степень самозатратности актрисы на сцене. Умение безоглядно отдавать себя своей роли, жить в ней.

В 1962 году, когда в Ярославле открылось театральное училище, Галину принял на свой курс, курс самого первого набора, Фирс Ефимович Шишигин. Его привлекла в Галине Ефановой лёгкость духа, она была светла, радостна, жила самозабвенной любовью к театру. После окончания училища вместе с мужем, своим однокурсником Евгением Соболевым, Галина играет на сценах Кемерова, Калинина (Твери), в Русском драматическом театре Таллина.

Ей к лицу и к сердцу роли в пьесах Шекспира, Мольера, Кальдерона, она открывает характеры русских женщин Островского. Её Джульетта в Кемеровском театре сводила с ума весь город. Но её Джульетта... ждала ребёнка. Режиссёр умолял Галину не изменять сцене. Она и не собиралась изменять. Но материнское начало одержало победу. «Джульетту я и ещё сыграю, – сказала она режиссёру. – А вот сына родить, может, один раз Богом дано...»

Её юные и молодые роли – пробуждение любви, влечение, жаркий пламень сердца, романтические порывы. Её девушки носили гимнастёрки и шинели Великой Отечественной, комсомолки – рабочие комбинезоны и студенческую форму бойцов стройотрядов, она проходила со своими героинями путь страны, но жила и высокой классикой.

В Волковском театре она с 1973 года. Джульетту она больше не сыграла. Её амплуа в театре определилось как инженю-кокет, инженю-драматик, комическая или драматическая характерная актриса... Лизанька в «Горе от ума», Наталья Чубукова в чеховском «Предложении», Анхела в «Даме-невидимке», Марта в спектакле «Самый правдивый» («Тот самый Мюнхгаузен»), Дорина в «Тартюфе». Дорину Ефанова играла в очередь с Наталией Ивановной Терентьевой. Неожиданный звонок – заболела исполнительница роли героини спектакля – Эльмиры. Замены не было. – Завт­ра вам нужно немедленно играть Эльмиру!

– А Тартюф не заболел? – философски-иронично спросила она,.. – Я и Тартюфа могу сыграть!

Она смирила себя и принялась за роль, которую, может быть, суждено было сыграть всего один раз... Режиссёр Николай Коваль вводил её на роль Эльмиры. Сегодня – Дорина, завтра Эльмира. «Спасибо, Галка, за Эльмиру! – писал ей режиссёр Николай Коваль на программке. – Тебя называют Ковалём в юбке. Это за безотказность. Воздастся, убеждён. Поздравляю!»

Она снова должна была стать служанкой Дориной... Но как лихо играла Дорину Наталия Ивановна Терентьева! Роль эта в том давнем спектакле была куда интереснее Эльмиры! И Галина пыталась найти такой же игровой, стремительный, сногсшибательный тон роли...

Есть и ещё одна надпись от молодого режиссёра Коваля, задававшего в театре тон, смело ставящего «новую драму» того времени. «Я верю в то, что репутация, которая окружает вас в театре, – репутация творческой актрисы, верной студийности, принесёт вам в будущем только радость! Декабрь 1973 года...»

Вот что было особо дорого ей в те годы, дорого и сегодня.

Студийность! Чувство театральной семьи, целеустремлённости, общности творческих задач, единство коллектива, в котором не уничтожается, а раскрывается индивидуальность.

И сегодня, в наши дни, Галина Ефанова настоятельно необходима молодому племени волковцев, отважно ринувшихся в новую драму. Вместе с молодёжью театра она участвует в работе центра имени Константина Треплева, в семинаре «Автор­ская сцена-2012» и получает роль за ролью. Получает предложения от кинематографистов. Её баба Сонька в спектакле «Вий» живёт прибаутками и легендами, выявляя балаганность и колдовство нашей действительности. И это тоже отчаянность сердца. Она рассказывает нам свой сказ о мире, в котором мы живём и дышим.

Свои небольшие роли Ефанова играет с иск­лючительным тактом и благородством. Помню, как её Каренина в «Живом трупе» Л. Толстого произносила всего несколько фраз с той сдержанностью и внешней бесстрастностью, какая прекрасно характеризовала светский характер тонкой аристократки. А нянька в «Трёх сёстрах» Чехова? Не служанка, а родная бабушка, кормилица, выпестовавшая всех трёх сестёр! Терпит и сносит обиды, прощая горести своим добрым сердцем. Шура в «Бабане» – тоже любящая душа, что беззаветно отдаёт себя близким. Кажется, что Галина Ефанова выстрадала свою Шуру и близких к ней героинь – и в этом отражается её жизнь. Творческая, безостановочная, насыщенная, счастливая.

У Галины Ефановой небольшие роли, роли-миниатюры, но они дают возможность почув­ствовать большое мастерство и глубину личности актрисы и художника.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2vby/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость