Главное:
Электролаб
-
В Ярославле открылась экспозиция, посвященная 50-летию творчества корифея живописи и монументалистики

В Ярославле открылась экспозиция, посвященная 50-летию творчества корифея живописи и монументалистики

В Ярославле представлен творческий отчет народного художника РФ, почетного академика Российской академии художеств Валерия Теплова за полвека творческой деятельности – «Так это было».

Экспозиция посвящена 50-летию творчества ярославского корифея живописи и монументалистики. Здесь можно не только увидеть картины и арт-объекты, созданные мэтром живописи и декоративно-прикладного искусства в разные годы, но и напитаться позитивной энергией, которую буквально излучают произведения мастера.

Работы ярославского живописца пронизаны солнцем. Оно сияет на ультрамариновом небе, заливает сиянием окрестности деревенского пруда, создает причудливую игру светотени в кронах тянущихся вверх деревьев, рождает радужные блики на недавно омытой дождем крыше добротной баньки. Солнце не просто видишь на картинах Валерия Теплова, а как будто даже и греешься в его лучах. Поэтому возле этих полотен хочется стоять подолгу – созерцая и насыщаясь энергией света. А почему бы, собственно, картинам Валерия Теплова и не излучать тепло, ведь фамилия обязывает!

Эта энергия позитива тем удивительнее, что жизнь мастера легкой и безоблачной не назовешь. Родился он весной 1941 года, меньше чем за три месяца до начала Великой Отечественной войны. Отец – выпускник танкового училища – был призван на фронт в первые дни войны, мать с новорожденным сыном едва не накрыла перемалывающая не то что города и деревни, но даже целые армии цунами фашистского блицкрига. К счастью, им удалось спастись и благополучно уехать в эвакуацию. Они выстояли, а после Великой Победы смогли начать новую жизнь – всей заново воссоединившейся семьей, потому как Теплова-старшего после тяжелого ранения комиссовали и он вернулся к своим родным.

Проявив способности к рисованию, Валерий Васильевич окончил Ярославское художественное училище, а потом Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Вернувшись дипломированным специалистом, сразу получил крупный заказ: разработать проект дизайна строившегося тогда Дворца пионеров в Дзержинском районе Ярославля. Мастер видит в этом перст судьбы. Правда, поначалу было ему не до сантиментов.

– Студенты в то время, как и сейчас, вынуждены были подрабатывать, ведь на одну стипендию не проживешь. Вот мы с друзьями и отправились в Псков – разрабатывать новый дизайн тамошнего ресторана. Возвращаюсь я через три недели, а все открывающие простор фантазии честолюбивого выпускника темы дипломных работ уже расхватали. Один мой однокурсник уже корпит над интерьером современного аэровокзала, другой создает эскизы грандиозной по масштабам турбазы с помпезными каминами. А меня дожидалась тоненькая папка с чертежами типового здания того самого ярославского Дворца пионеров, – вспоминает художник.

Он тогда откровенно загрустил, что возмутило научного руководителя, девизом которого были слова «Никогда не поддавайся унынию и не сдавайся». Все и в самом деле обернулось как нельзя лучше. Теплов вдохновился и выдал на-гора такой мегапроект, что за него ему единодушно поставили пятерку и отправили воплощать в реальность. Потом оказалось, что это единственная дипломная работа, которой дали зеленый свет, а не убрали на полку.

Заявив о себе как талантливый мастер по интерьерам, Валерий Теплов долго и плодотворно трудился на этом поприще в Ярославле – как правило, вместе со своей супругой и коллегой Лидией Николаевной. Рестораны «Сказка» в Переславле-Залесском, «Юбилейный» и «Углич» в Ярославле, Дворец культуры комбината «Красный Перекоп», Дом торжеств в областном центре и многие другие здания своим впечатляющим обликом были обязаны этой красивой и талантливой паре. На пленэры они тоже обычно выезжали вдвоем. В одно из таких путешествий с Валерием Васильевичем произошла история, оказавшая влияние на всю его жизнь.

– В поисках яркой интересной натуры мы отправились в соседнюю Вологодскую область, нашли покинутую людьми умирающую деревню, установили мольберты. Лида рисует, а я никак не могу сосредоточиться. Как будто меня куда-то тянет с неожиданной силой, и сопротивляться этому невозможно. Я и не стал сопротивляться, пошел в направлении крайнего дома – огромного, двухэтажного, бревенчатого и еще сохранившего следы былой основательности, но быстро ветшающего без заботливого хозяйского пригляда, замкнувшегося в угрюмой враждебности заколоченных досками окон. Дверь скрипела, качаясь на ржавых петлях. Я зашел сначала в амбар, где стояли отданные на милость древоточцам резные деревянные сани, потом в неприглядные из-за царящего в них запустения сени, в горницу. А там… На стене висела икона Николая Чудотворца – большая, старинная. И я понял, кто меня так настойчиво призывал, – рассказывает Валерий Васильевич.

Икону они с женой, конечно же, взяли с собой – иначе она бы просто пропала в мертвой деревне, если не от случайного пожара, то от сырости. С тех пор в период испытаний и невзгод ярославский мастер неизменно обращается к небесному заступнику. И получает от него помощь.

Были в жизни Валерия Васильевича и другие чудесные обретения. Например, предложение отправиться в Италию на пленэр художников-пастелистов или приглашение в Черногорию поработать в тамошнем Доме художников. Были и тяжелые потери, после которых он лишь годы спустя вновь обрел возможность радоваться каждому прожитому дню. Сегодня Валерий Теплов – мастер пейзажа и натюрморта, певец русской природы – с оптимизмом смотрит в будущее и строит планы на предстоящее в следующем году восьмидесятилетие.

– Буду готовить масштабную выставку, – делится он планами.

Фото Анны Соловьевой

6+

выставкахудожники

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber