Главное:
Ярославская область - в лидерах по количеству торговых площадей

Ярославская область - в лидерах по количеству торговых площадей

Современный мир, который называют не иначе как эпохой потребления, охвачен прочными торговыми связями. Большие супермаркеты, маленькие магазины у дома, рынки, ярмарки, интернет-торговля – форм взаимодействия продавца и покупателя такое множество, что, как говорится, готовьте кошельки. От работы этой сферы зависят развитие городов и поселков, качество жизни людей.

– Оборот розничной торговли в Ярославской области за прошлый год превысил 250 миллиардов рублей. В отрасли заняты десятки тысяч граждан. Работают торговые центры и рынки, сетевые магазины и небольшие фермерские лавки, наращивают темпы интернет-продажи. При высоком уровне конкуренции определяющим фактором является не только уровень цен, но и качество обслуживания. От того, насколько компетентны и благожелательны продавцы, насколько точны их рекомендации, зависит, будет ли человек доволен покупкой и вернется ли в магазин за новыми приобретениями. Благодарю вас за ваши улыбки, профессионализм, мудрые советы, за индивидуальный подход к каждому покупателю и ответственное отношение к своему делу, – отметил губернатор Дмитрий Миронов, поздравляя работников торговли с профессиональным праздником. – Работа многих сотрудников отрасли остается за кадром: в торговле заняты товароведы, маркетологи, логисты, экспедиторы, кладовщики и представители других профессий. Желаю всем успехов в труде, крепкого здоровья, благополучия и финансовой стабильности!

Ярославская губерния в дореволюционное время была купеческой стороной. О предприимчивости местных жителей до сих пор ходят легенды. Интересно, нам удалось продолжить торговые традиции наших предков?

Итак, по количеству стационарных торговых площадей область опережает среднероссийские значения. По данным областного департамента АПК, на 1 января 2020 года в среднем по области на 1 тысячу человек приходилось 1 331 квадратных метров торговых площадей. Это в 2,4 раза выше минимального нормативного стандарта и на 2,5% превышает значение аналогичного показателя на начало 2019-го.

– Инфраструктура торговли в Ярославской области представляет собой многоформатную сеть торговых организаций. В них работают 17% от общего числа работающих граждан. А это, согласитесь, немало, – рассказывает заместитель директора регионального департамента АПК, председатель комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Валентина Шишина. – Массовая доля торговли в валовом региональном продукте около 16%. Это достаточно большой показатель. По налоговым платежам в бюджет торговля составляет порядка 10%. 

В Ярославской области работают около 30 значимых продовольственных и универсальных розничных сетей, которые открыли 900 торговых объектов. В настоящее время они формируют 40% от общего объема оборота розничной торговли области и почти 50% регионального оборота розничной торговли пищевыми продуктами.

Сегодня в регионе работают 9 400 стационарных торговых объектов площадью 1,7 млн кв. метров.

А еще 1 400 объектов нестационарной торговли круглогодичного функционирования – таких как павильоны и киоски и свыше 200 мобильных торговых объектов. Кроме того, работают 9 розничных рынков на 1,4 тысячи торговых мест.

Вектор на клиента

– За последнее десятилетие торговля сильно изменилась. Она пошла следом за тенденциями и желаниями покупателей. Посмотрите на торговые центры. Они не просто представляют собой большую концентрацию магазинов, но включают в себя другие услуги: парикмахерские и салоны, фудкорты, кинотеатры и детские комнаты. Поход по магазинам всей семьей становится развлечением и приятным времяпрепровождением. Изменился сам подход к торговле, – рассуждает Валентина Валерьяновна.

Следом за ТЦ переориентируются на потребности клиентов и рынки. Когда в городах стали строить крупные торговые центры, многие говорили, что рынки исчезнут. Но они быстро переориентировались, стали комфортнее и благоустроеннее. Открылись лавки, где на глазах покупателя готовят еду, небольшие ателье, где могут подогнать одежду по фигуре, точки, где при клиенте изготовят ключи или решат проблему с техникой. Изменился и сам подход. Стали проводиться тематические ярмарки: садовые, медовые, сырные.

Фермерская продукция становится все более востребованной. Теперь она реализуется не только на рынках.

– Три года назад родился проект «Ярфермер». Производители продукции объединились и стали сами открывать торговые точки, в которых продают молоко и молочные продукты, мясо. Сегодня в регионе работают 25 таких магазинов. В торговых центрах есть фермерские полки, на которых представлены продукты, производимые фермерами региона, – говорит Валентина Шишина.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности области активно реализуют свою продукцию через созданные ими сети. Сегодня в области открыто свыше 100 магазинов данного формата.

О том, что маленькие магазины в шаговой доступности могут исчезнуть, как и рынки, стали говорить, когда в область пришли крупные ретейлеры. Но спустя время рынок всех удивил, доказав, что место в нем есть для каждого. Поняв свои преимущества, маленькие магазины у дома не только сохранились, но и развиваются. Особой популярностью они пользовались во время самоизоляции в марте-апреле, когда санитарные врачи не рекомендовали перемещаться далеко от дома. Кроме небольших продуктовых магазинов, овощных и фруктовых лавок в последнее время активно стали развиваться пекарни. Сейчас их насчитывается порядка 90.

Для кого-то коронавирус дал толчок для развития, а кому-то вставил палки в колеса. В январе–июне оборот розничной торговли по Ярославской области составил 113,6  млрд рублей и уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,5% в сопоставимых ценах. При этом, если объем оборота пищевых продуктов увеличился на 0,7%, то оборот непродовольственных товаров сократился на 19,6%.

Борьба за кошелек

Оказавшись в условиях конкуренции, предприятия используют различные приемы в борьбе за покупателя. А если точнее – за его кошелек.

Часть из них направлена на то, чтобы покупатель как можно больше времени провел в магазине. Не случайно при входе предлагают убрать сумки и пакеты в специальные ячейки. Ведь свободные руки можно будет занять... покупками. Купленные товары в тележках не выглядят объемными ровно до тех пор, пока их не начнут складывать в пакеты.

Покупательский интерес стимулируют участием в лотереях и акциях, возможностью получить бесплатные подарки или крупные скидки на покупки за собранные наклейки.

Ценники с неокругленной суммой за товар создают иллюзию дешевизны. Хотя разница между 1 299 и 1 300  – один рубль. Маркетологи считают, что неокругленные числа вызывают у покупателей больше доверия. Точно так же люди реагируют на ценники, отличающиеся от обычных по цвету и сообщающие о снижении цены на товар.

На полки на уровне глаз выставляются товары по средней и высокой цене, а дешевые «уходят» вниз. Необычная упаковка позволяет продавать обычные вещи по более дорогой цене.

Клиент всегда прав?

Впрочем, какие бы психологические приемы ни использовали маркетологи, решающим в продажах оказывается работа продавца и его умение взаимодействовать со «сложными» клиентами.

– Люди есть разные. Бывает так, что приходят очень доброжелательные покупатели. Им показываешь товар, подсказываешь какие-то вещи, что-то рекомендуешь, и они уходят от тебя с покупкой, радостные. А бывают другие. Они не настроены на общение, возможно, оттого что им раньше попытались навязать то, что было не нужно, – рассуждает продавец-консультант Елена Соколова. – К таким покупателям нужно найти индивидуальный подход. Я, например, не сразу встаю и подхожу медленно, чтобы не напугать их. А в разговоре, даже если покупатель настроен недоброжелательно, стараюсь аккуратно рассказывать о товаре.

Умение найти общий язык с покупателем зависит от профессионального навыка продавца, желания работать и воспитания.

– Я думаю то, что вложили в семье мама с папой, обязательно проявится в работе, в отношениях с людьми, – говорит Елена. – Продавец – отчасти психолог. Он должен уметь увидеть покупателя, его характер и найти подход к человеку, даже если тот настроен негативно.

Впрочем, практика показывает, что как покупатели, так и продавцы бывают разными. Умение искать общий язык и общаться, быть вежливыми решает большую часть острых моментов.

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5ct5/
магазины

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость