Весна 1945-го: Номер «Северного рабочего» за 20 марта
№ 54 (20 марта 1945 года)
Оперативная сводка Совинформбюро, опубликованная в газете «Северный рабочий» 20 марта, пестрела примерами героизма советских солдат. Вот один из них:
«В районе Бреслау наши войска продолжали бои по ликвидации окруженного гарнизона противника. Преодолевая на своем пути завалы, баррикады и минные заграждения, советские штурмовые группы шаг за шагом продвигаются вперед... На одной из улиц немецкая пехота перешла в контратаку. Старшина Пархоменко подпустил немцев на близкое расстояние и открыл огонь из станкового пулемета. Часть немцев была уничтожена, а остальные залегли. Противник направил самоходное орудие на помощь своей пехоте. Пархоменко удачно метнул противотанковую гранату и разбил гусеницу орудия. Продолжая вести огонь из пулемета, Пархоменко истребил еще несколько десятков немецких солдат и офицеров. Саперы Кадыров и Соколов взорвали опорный пункт обороны, оборудованный немцами в большом каменном здании. Под развалинами погибло много гитлеровцев».
В тылу дети героев жили в томительном ожидании славного дня, что избавит их от всех забот предыдущих испытаний. А именно – 25 марта, весенние каникулы:
«Ярославский Дворец пионеров готовит для детей веселый отдых. За время каникул ребята побывают на кинофестивале, посмотрят постановки театра кукол, послушают концерты. Будут проведены встречи у костра с фронтовиками, Героями Советского Союза, с учителями-орденоносцами. В гости к школьникам придут ярославские писатели. Секция юных натуралистов при Дворце пионеров устраивает «Праздник пернатых». Организуется военно-спортивный вечер, на котором будут подведены итоги зимних детских спортивных соревнований».
В то время в Нагорье, сообщает газета короткой строкой, проходил смотр сельской самодеятельности: «В нем приняли участие колхозная молодежь, учащиеся и местная интеллигенция. Хорошие оценки получили хор Дома культуры и солистка Кузьмина, исполнившая песни: «В землянике» и «Кудрявая рябина».
Темпы сталинской индустриализации вселяли страх и уважение в сердца союзников. Весной власти объявили предмайское социалистическое соревнование. Народ ждал труд, ждал май, ждал мир! Поддерживая почин рыбинских машиностроителей, активно включались в соревнование резинщики. Работники Ярославского ордена Ленина шинного завода, накануне получившие множество трудовых наград, взяли на себя серьезные социалистические обязательства. Пятая их часть: к концу 2-го квартала понизить брак по автошинам на 50 %, по отходам прорезиненного корда – не менее чем на 25 %, а во втором квартале подготовить «через различные формы технической учебы не менее 500 работников». Тогда в стране новички устраивались по распределению, каждому нашлась работа.
Обязательства эти были даны на многолюдном митинге, устроенном в честь награжденных трудовыми орденами:
«С большим подъемом участники митинга приняли приветственное письмо Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу Сталину... Один за другим выступают со взволнованными речами награжденные. На трибуне механик цеха тов. Колесов, удостоенный высшей правительственной награды – ордена Ленина.
– Моя награда, – говорит тов. Колесов, – это награда всего коллектива. Я клянусь, что буду работать на благо Родины еще лучше».
Предмайские социалистические соревнования не единственное, что заботило тогда ярославцев. В «Северном рабочем» все чаще поднимали голос критикующие должностных лиц существующей производственной и социальной системы. В этом номере на острие атаки – общее образование. Уже второй год пошел с памятного постановления Совнаркома («О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе»). В стране вводились экзамены для учащихся четвертых и седьмых классов, для выпускников средней школы установлен аттестат зрелости. Два месяца осталось до выпускных экзаменов. К ним Наркомпрос разработал специальные единые экзаменационные билеты, которые должны были показать умение выпускников «связывать полученные в школе знания с жизнью». Из первополосной статьи «Школа накануне экзаменов», опубликованной в «Северном рабочем», выходит: мы к тому не готовы. То было одно из самых славных, но жестких времен в стране. Противники советских порядков оппозицию извели под корень. Почему же жестко звучит критика? Просто вопрос о региональной образовательной системе был на текущей, XXV сессии областного Совета депутатов трудящихся одним из ключевых. В подтверждение тезисов докладчиков по социалистической, времен Ленина, традиции – нередко разгромных, нужно было «нагнать градус критики». Ниже – выдержки из этой статьи, по меркам «Северного рабочего», кстати, вполне беззубой:
«Надо предупредить неосмысленные, механически зазубренные ответы. А это нередко происходит даже в старших классах. Характерный пример. На вопрос о причинах восстаний на броненосце «Потемкин» можно услышать из уст выпускника такой ответ: «Матросы получили борщ из гнилого мяса» (отсылка к популярному тогда фильму Эйзенштейна). Подобное объяснение свидетельствует о непонимании разницы между поводом и причиной... Учащиеся нуждаются в помощи при составлении индивидуального плана повторения, при налаживании самостоятельной работы над тем, что недостаточно усвоено и закреплено... Всемерного поощрения заслуживает такая форма, как обзорные лекции на итоговых уроках. Такие лекции, давая сжатое изложение большого материала, помогут учащимся выделить главное, установить преемственность фактов, вселят в учащихся уверенность в возможность повторять солидный материал предыдущих лет обучения. К сожалению, этот метод пока еще не нашел должного распространения в школах нашей области. Опыт учителей истории т.т. Михалюк (школа № 43) и Цибровского (школа № 6), практикующих обзорные лекции, должен стать достоянием большинства учителей. До сего времени во многих школах еще не созданы условия для подготовки выпускников к экзаменам. Разве можно признать терпимым, что в ряде школ (№ 54 и 6 в г. Ярославле, Вятская в Некрасовском районе и многих других) все еще не оборудованы комнаты для занятий выпускников! А в этом есть настоятельная необходимость, так как часть учащихся не имеет для подготовки к урокам нормальных домашних условий. Не в ящиках письменных столов директоров, не под замком у библиотекарей, а в специально оборудованных комнатах, отведенных для самостоятельных занятий выпускников должны быть сосредоточены учебники и учебные пособия. Такие комнаты надо немедленно открыть во всех школах, организовать там дежурство учителей и консультации по предметам испытаний. Бюджет времени учащихся выпускных классов, особенно десятиклассников, сейчас исключительно напряжен. Директорам и завучам необходимо проверить загруженность учащихся и ликвидировать перегрузки заданиями. Такие факты имеют место. В первом полугодии в отдельных школах детям задавали прочитать до 400 строк в один день. Родители должны ясно представлять те требования, какие будут предъявлены их детям на экзаменах, и то напряжение, с которым сейчас придется работать учащимся. Поэтому особенно важно организовать разумный домашний режим для школьников... Серьезно подготовится к экзаменам и отлично провести их – важнейшая задача советской школы».
Такая забота о будущем!
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n45u1/
Комментарии: