Жалобщикам теперь раздолье. ФАС признало незаконным завышенные требования к перевозчикам
У ФАС много сфер контроля: проведение и организация торгов, соблюдение процедуры государственных и муниципальных закупок, контроль за рекламой и за действиями органов власти. Где же больше всего нарушают? Об этом мы посекретничали с заместителем начальника отдела контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС Сергеем Гавриловым.
–Сергей Владимирович, какое из направлений деятельности Ярославского УФАС, судя по количеству рассмотренных дел, было приоритетным в 2017 году?
– По итогам прошлого года традиционно наибольшее количество обращений связано с нарушениями конкурентных процедур при осуществлении закупочной деятельности, регулируемой 44?ФЗ и 223?ФЗ, а также при проведении иных обязательных торгов. Так, по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, нами было рассмотрено 98 жалоб из 116 поступивших.– В чем особенности рассмотрения жалоб на нарушения при проведении торгов антимонопольным органом?
– Особое значение для лиц, которые обращаются к нам с жалобами, имеют короткие сроки их рассмотрения и право антимонопольного органа приостановить процедуру торгов, запретить заключение договора до рассмотрения жалобы по существу. Это дает реальную надежду на восстановление справедливости непосредственно в период проведения торгов, возможность побороться за право стать победителем.
При рассмотрении аналогичных дел в судебных инстанциях решение может быть принято не только после заключения, но уже и после исполнения значимого для заявителя договора. У нас на рассмотрение жалобы отводится всего
7 рабочих дней, при этом в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления мы обязаны приостановить конкурентную процедуру.
Значимые изменения внесены и в 223?ФЗ. По количеству жалоб на конкурентные процедуры, проводимые в рамках этого закона, наблюдается ежегодное лидерство. В этом году рассмотрены 62 жалобы из 80 поступивших.
– Такие жалобы могут подать только юридические лица?
– К нам могут обратиться в равной степени как граждане, так и юридические лица. Здесь все зависит от предмета торгов. Например, при проведении аукциона на право предоставления земельного участка, объекта недвижимости в аренду или в собственность заявителем может быть и гражданин. О земельных торгах мы как раз рассказывали в одном из прошлых интервью. А вот при проведении торгов на право осуществления регулярных перевозок пассажиров общественным транспортом или при выборе управляющей компании для управления многоквартирным домом с жалобой могут обратиться исключительно юридиче-
ские лица или ИП, имеющие соответствующие разрешения на осуществление такой деятельности.
– Вернемся к 223-ФЗ. Вы не ошиблись, сказав, что поступило 80 обращений, а рассмотрены 62, значит, не все жалобы вами рассматриваются?
– Нет, до 31 декабря 2017 года наши полномочия были ограничены лишь четырьмя случаями, когда жалоба могла быть рассмотрена ФАС. Если доводы жалобы содержали ссылки на какие?либо иные нарушения положений 223?ФЗ, мы не вправе были их принимать к рассмотрению и вынуждены были возвращать заявителю, рекомендуя обратиться в суд. Но с 9 января 2018 года эта ситуация изменилась. Теперь антимонопольный орган может рассматривать жалобы на нарушения любого положения этого закона.
– Что грозит за нарушение порядка проведения и участия в торгах?
– За нарушение порядка организации и проведения торгов в КоАП РФ установлена административная
ответственность. Кроме того, мы уже говорили, что некоторые нарушения (которые привели к негативным последствиям для конкуренции) могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства.
– Рассмотрены ли уже первые жалобы в соответствии с новым порядком?
– Да, объем рассматриваемых жалоб уже заметно увеличился.В этом году рассмотрена жалоба на действия АО «Ярославльводоканал» при проведении открытого конкурса в электронном виде на право заключения договора на поставку продуктов питания для ведомственной столовой. Участник торгов не был согласен с предъявляемыми к участникам требованиями о предъявлении документов, подтверждающих право участника на поставку продукции, производителем которой он не является. Раньше эта жалоба подлежала возврату заявителю, но по новым правилам она была принята и рассмотрена. Она, кстати, в итоге признана необоснованной, так как закон о закупках не содержит каких?либо запретов относительно установления видов документов.
Недавно Ярославским УФАС России рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя о предъявлении излишних требований к участникам конкурса на право осуществления регулярных перевозок по маршрутам №90 и №99.Организатор конкурса – департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля – выделил ряд требований, при несоответствии которым перевозчик не допускается к участию в конкурсе: наличие в том числе видеонаблюдения в салоне, автономного речевого информатора для информирования об остановочных пунктах, электронной бегущей строки, соблюдение красной цветовой гаммы окраски автотранспорта.
Однако статьей 23 Федерального закона №220-ФЗ об организации регулярных перевозок установлен закрытый перечень требований к участникам открытого конкурса. Таким образом, установление дополнительных требований противоречит законодательству. Введение их при проведении конкурса очевидно свидетельствует об ограничении доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах, ущемлении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, о нарушении норм федерального законодательства. Организатор вправе включить данные критерии для оценки уже допущенных участников конкурса, для присвоения им баллов. Организатору торгов было выдано предписание исключить избыточные требования к участникам конкурса. Предписание было исполнено в срок.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4tzz/
Комментарии: