Ярославский мастер рассказала и показала, как «оживлять» глину: фото
– Огромную радость и ощущение свободы дает керамисту работа с мягким, пластичным, податливым природным материалом, – рассказывает мастер, педагог дополнительного образования ярославского центра «Истоки» Наталья Мосягина. – Этой радостью я стараюсь поделиться с детьми. Приятно видеть, как порой даже 5-7-летние малыши тонко чувствуют глину и умеют подчеркнуть главное в характере своих героев, поэтому вылепленные ими предметы, животные, персонажи сказок при всем несовершенстве техники буквально приковывают взгляд.
– Занятия творчеством и рукоделием помогают ребенку познавать мир, взаимодействовать с ним, выражать свои мысли, чувства, ощущения. Лепка не только развивает мелкую моторику и активизирует различные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь. В первую очередь она дает возможность воплощать в реальность свои задумки, превращать фантазии в яркие красочные поделки, что очень важно для маленького человека, – рассказывает Наталья Мосягина.
Материалов для лепки много – соленое тесто, пластилин (обычный, плавающий, восковой), специальные пластические массы, кинетический песок и другие. Но Наталья отдает предпочтение глине – мягкой, приятной на ощупь, экологичной, превосходно сохраняющей форму и, что немаловажно, недорогой. К тому же изделия можно украшать росписью и покрывать глазурью. Дети подходят к своему увлечению весьма практично и с удовольствием лепят скульптурки своих домашних питомцев, шкатулки, кружки и другие бытовые мелочи в подарок друзьям и близким. И как педагог Наталья рада успеху каждого ребенка, потому что каждый уникален и способен удивить неординарностью подхода к поставленной задаче.
– Одна девочка вылепила обаятельных артистов цирка: дрессировщика со львом, фокусника. Ей удалось передать непосредственность характеров, естественность движений. При всех технических шероховатостях они выглядят как живые, – гордится своей ученицей педагог.
Ее профессиональное кредо: дети фантазируют – педагог счастлив! Ведь творчество – уникальный жизненный опыт. Он делает жизнь ярче, содержательнее и интереснее, дарит положительные эмоции, учит концентрироваться, проявлять упорство в достижении цели, вычленять главное и отсеивать второстепенное, обнаруживает скрытые до поры до времени способности. Наталья Мосягина все это пропустила через себя, потому что заниматься рукоделием и творчеством она начала раньше, чем пошла в школу. Время тогда было такое: ребята не проводили свой досуг у компьютера, как нередко происходит сейчас, а стремились смастерить или сотворить что-то полезное, нужное, красивое своими руками.
– Я и сама в пять лет научилась вышивать, в шесть – вязать, в семь – шить. Потом серьезно увлекалась разными техниками работы с бисером, лоскутным шитьем, валянием из шерсти, керамикой и росписью по ней, изготовлением авторской бижутерии, – рассказывает Наталья Мосягина.
Своими умениями она теперь щедро делится с детьми и… сама учится, будучи убежденной, что настоящий мастер никогда в своем развитии не останавливается и продолжает накапливать знания и совершенствовать свои навыки всю жизнь. Перенимая в онлайн-режиме мастерство у своих коллег, она делает для себя удивительные открытия.
– Оказывается, «Смешариков» придумали в 7 веке до нашей эры. Вот, например, какой была Совунья в минойской керамике, – шутит мастер, демонстрируя на фотографии шарообразную статуэтку из глины, которой (трудно поверить!) почти три тысячи лет.
В прошлом году музей зарубежного искусства сделал ярославцам просто царский подарок – представил в своих стенах выставку «Античные вазы». Наталья была от нее в восторге.
– Как будто в мастерскую коллеги пришла. Античная керамика лишена вычурности более поздних эпох. Сразу видишь, где мастер превзошел сам себя, а где чуть-чуть недотянул, что его радует, печалит, над чем он подтрунивает и к чему относится очень серьезно, – отмечает Наталья Мосягина.
По ее мнению, минойская керамика, которую она углубленно изучает по фотографиям, видеоурокам искусствоведения, «современнее современной». К примеру, заварочный чайник в виде пышной дамы топлесс в наши дни стал бы изюминкой любой художественной экспозиции. Учиться у древних мастеров и сегодня очень интересно и полезно.
– А расписывать посуду пером я начала, закончив курс каллиграфии у Юрия Ивановича Аруцева (низкий ему поклон). Еще одно древнее искусство, – поясняет рукодельница.
Это только на первый взгляд кажется, что все просто: нарисовал эскиз и перенес его на поверхность керамического изделия, закрепив обжигом. На самом деле воплощение рисунка в глазури – увлекательное приключение.
Тут тебе и глухие непотечные подложки, и свинцы лессировками, и глазури в несколько обжигов и немного уточняющей надглазурки как последний штрих. К тарелке «Изморозь» боязно прикоснуться рукой – кажется, что она обожжет лютым холодом. А тарелка «Магнолия» как будто источает тонкий аромат. Наталья Мосягина мечтает расписывать не отдельные подарочные тарелки, а целые сервизы. Представляете, какая это будет красота!
Владеющая разнообразными техниками и приемами декоративно-прикладного искусства мастер экспериментирует, сочетая одно с другим.
– Мечты сбываются: давно хотела соединить в одном изделии керамику, войлок, текстиль, бисер. И вот, увлекшись сюрреализмом на курсе Анны Капыриной, собрала колье, в котором это удалось. Оно потому и называется «Пробуждение», что воплощает в себе энергию прорыва сквозь привычные границы. Неважно, что это: земные законы или стереотипы человеческого восприятия, – довольна Наталья Мосягина.
Она, как любой творческий человек, пропускает через себя события и впечатления, откликается на них, изменяясь сама и трансформируя окружающий мир. Это и для нее, и для мира очень важный процесс: точечная арт-терапия, преображение, акт независимости – здесь и сейчас!
Фото из архива Натальи Мосягиной
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5bjq/
Комментарии: