Воскресная рецензия. «Географ глобус пропил»: история о поиске и любви

«Ярославский Регион» представляет новую рубрику. Каждое воскресенье мы будем публиковать рецензию на один из фильмов, идущих в ярославском прокате.

Воскресная рецензия. «Географ глобус пропил»: история о поиске и любви
641

«Географ глобус пропил» стал, пожалуй, самым обсуждаемым фильмом осени. Дома, на работе, в поликлинике, в книжном магазине – везде слышишь это название. Я уже не говорю о социальных сетях. Кто-то уже сходил, хвалит и советует другим. Кто-то еще только собирается посмотреть. Экранизация довольно известного романа Алексея Иванова не оставляет равнодушным никого.
Фильм вызывает сильные эмоции с первых минут. И эмоции эти отнюдь не положительные. Фильм раздражает. И мужиком, нестройно поющим в электричке песню Кипелова, и героем, который отказывается оплачивать проезд и лезет в драку с контролерами, а после сразу же идет в ларек за пивом… Атмосфера в семье у Виктора Служкина тоже напряженная. Он пьет и не может долго удержаться на одной работе. Жена Надя постоянно нервничает, периодически впадает в истерику и начинает швыряться посудой. Совершенно непонятно, кто кого довел до этого состояния, но очевидно, что герои попали в какой-то замкнутый круг, в котором тяжело находиться им обоим.

Сначала долго не можешь понять, кому из героев симпатизировать. Вообще, положительных персонажей здесь, пожалуй, нет. Главный герой начитан, романтичен и обаятелен, но при этом довольно слабохарактерен и половину фильма пьян. Его жена измучена бытом и бывает добра только к соседу и другу Служкина Будкину, соблазняющему всех женщин, которые встречаются на его пути. Школьники шумны, агрессивны и неконтролируемы вплоть до финального похода, который, кажется, на шаг приближает их к взрослению. Выделяется из общей массы девочка Маша, которая во время общего буйства закрывает уши ладонями и садится читать учебник. Впрочем, и она в итоге отказывается от своей «взрослой» привязанности к учителю и возвращается к ревнивому однокласснику, которого, по ее же словам, вовсе не любит. В придачу к этому вокруг Служкина оказывается немало женщин, которые стремятся унять любовные страдания, пригласив в свою постель «несчастного» географа.

Да, раздражает. Но вдруг понимаешь, что причина этого раздражения в том, что герои настоящие, живые. Искусственные персонажи так не задевают. Ты узнаешь в них черты окружающих людей и оцениваешь происходящее не как действие фильма, а как события реальной жизни. И, даже не ассоциируя себя с кем-то из героев, ты веришь им, ты понимаешь их, а от понимания до сочувствия лишь полшага.

Жаль, что при экранизации потерялось множество ярких, переливчатых диалогов, которыми пестрит роман Иванова. Но, несмотря на это, фильм вышел достаточно светлым и искренним. Где-то грустным, где-то смешным, где-то трогательным. Несмотря на то что многое здесь крутится вокруг секса и выпивки, истории удалось избежать пошлости. Отношения Служкина с десятиклассницей Машей показаны очень тонко. Сцена признания трогательна, печальна и при этом очень правильна.

Один из основных недостатков фильма – возраст главного героя. Ему явно под сорок (книжному персонажу меньше тридцати), и это немного меняет акценты, делает менее убедительным отношение к Служкину школьников, да и все описанные события в этом ракурсе выглядят более печально. Герой приобретает некоторую окончательность. Это уже не молодой человек, чей непрерывный поиск своего места в жизни рано или поздно может завершиться удачей. Это мужчина, чья жизнь уже сложилась определенным образом, человек, который едва ли выберется из накатанной колеи. Впрочем, вот парадокс: Константин Хабенский в роли Служкина – это и несомненная находка. Трудно представить другого актера, который так же хорошо справился бы с этим персонажем.

Авторам картины удалось рассказать историю о жизни: не плохой и не хорошей – такой, какая есть. О том, что человеку трудно заслужить уважение, но еще труднее найти понимание. Об одиночестве и о бесконечном поиске, в котором находится человек. О любви к скромному русскому городу, к окружающей его природе, к малой родине, какой бы она ни была. О любви к женщинам, которая вовсе не сводится к плотскому влечению. О любви к людям и к целому миру. Такому глупому и несправедливому, но единственному, который у нас есть.

 

Смотреть в Ярославле: «Родина», «Киномакс», «Синема Стар».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кинопремьеры недели».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3xx8/
кинокинорецензия

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость