Штурман Юлия Шатохина: «По городу я принципиально не гоняю»
Недавно в Ярославской области прошло ралли «Ростов Великий – 2014». В составе одного из экипажей была ярославская гонщица Юлия Шатохина. Юлия рассказала, как мечта становится реальностью, о специфике автоспорта и что такое «уши» во время ралли.
– Юля, когда ты поняла, что рев мотора, скорость и трасса – это твое? С чего началось увлечение ралли?
– Я училась в автошколе, где моим инструктором был трехкратный чемпион России по ралли Иван Воробьев. Он нередко рассказывал про гонки, заезды. Эти рассказы было интересно слушать. «Самый лучший способ разобраться в ралли – съездить на гонку», – как-то сказал он, отвечая на мои расспросы. Зимой прошлого года я впервые попала на гонку под Ростовом. Мне понравилось. Но многое было еще непонятно. Мы вернулись домой, а мысль о гонках не выходила из головы. Через некоторое время я отправилась на них в Москву.
Окончательно для себя решила, что хочу заниматься автоспортом, когда с нашими гонщиками из команды СТК «Мотор» побывала на ознакомлении с трассой в Новороссийске на финале чемпионата России. Но была одна маленькая проблема. Я не знала, с чего начать и как воплотить мечту. Опыта участия в гонках у меня не было, денег, чтобы самой создать экипаж, тоже.
– Как отреагировали на твое решение близкие?
– По-разному. Одни говорили: «Куда ты лезешь!», «Зачем тебе это надо?», «Это опасно!», «Это дорого!». Друзья-гонщики поддерживали, говорили, что у меня все получится. Ребята помогали разбираться в непростом штурманском деле, а также в терминологии и сленге гонщиков. Так, я узнала, что «протошнили в повороте» – прошли поворот медленно, «мозги» – блок управления двигателем, «люстра» – дополнительный свет, а «валить на все деньги» – ехать, не заботясь о том, что при аварии вы можете списать свой авто в утиль.
А дальше мы стали искать варианты. Сначала нашелся пилот из Иванова Дмитрий Пыльнов, который согласился на штурмана без опыта. Обговорив детали, потренировались пару раз и отправились на этап Кубка России по ралли в Псковской области, поселок Пушкинские горы. Это было весной 2014 года. Проехали более или менее удачно, без больших инцидентов.
Обстоятельства сложились так, что пилот из Иванова не смог участвовать в других гонках. Я вошла во вкус и хотела продолжать. Через знакомых удалось найти другого пилота – Михаила Лебедева. В команде мы отправились на домашнюю гонку в Ростов на «семерке», спортивно подготовленной по классу, но классике. Начав заниматься, я поняла, что мечты сбываются. Однако для этого нужно не просто хотеть, но и делать.
– Помнишь свои первые впечатления от гонки?
– Захватывает дух, адреналин и удивительная концентрация. Одно дело – ехать в обычной машине, прописывать и диктовать стенограмму трассы, другое – в спортивной, на скорости в два раза выше, когда тебя трясет, голова мотается. Нужно собраться, требуется большая концентрация.
– Прописывать?
– За день до гонки проходит ознакомление с трассой. На первом прохождении пилот диктует штурману стенограмму, прописывая весь спецучасток со всеми его особенностями. На втором проходе «стенка» проверяется – штурман диктует стенограмму пилоту, внося по ходу коррективы, если они нужны.
Во время гонки штурман, читая стенограмму, сообщает пилоту расстояние до поворота, уровень его сложности. Градация сложности по пятибалльной шкале. Единица, так называемая шпилька, когда идешь на первой передаче в обратную сторону, а пятерка – поворот, который можно пройти ходом. У каждого пилота свои требования к стенограмме. Самое важное во время гонки – не потеряться в стенограмме, а если так случилось, быстро найтись. Именно от слаженности работы экипажа зависит успех гонки.
– Последнее ралли, в котором ты приняла участие, – «Ростов Великий – 2014». Как прошла гонка, какие впечатление оставила?
– Под Ростовом проходил 18-й этап Кубка России по ралли 2014 года, 3-й этап открытого чемпионата ЦФО РФ по ралли. Наш экипаж участвовал в чемпионате ЦФО. Стартовали в зачете класса 2000Н.
Трасса под Ростовом интересная. Но добраться до финиша мы не смогли, сойдя на пятом спецучастке. После серии закрученных поворотов в лесной части начались прямики с ходовыми поворотами. Именно там все и случилось. Поймали «подброс», машину стало кидать. Мы налетели, перевернулись через крышу, встали на колеса. Сделали «уши», как говорят гонщики.
После приземления, уточнив самочувствие у пилота, взяла знак «ок» и выскочила из машины, чтобы показать его следующему экипажу. После схода вернулись в сервис-парк, где услышала поздравления с первыми «ушами» и боевым крещением.
– На твой взгляд, ралли сейчас популярно? Много зрителей на гонках?
– К сожалению, в последнее время автоспорт не слишком популярен. Информации, массовой рекламы о проведении гонок почти нет. Исключение разве что Санкт-Петербург, где автоспорт очень хорошо развит и много увлеченных им людей. Между тем в Ростове было на что посмотреть, да и сама гонка прекрасно организована.
Ралли сейчас для увлеченных людей. В советские годы были заводские команды, которым предоставляли машины, экипировку. Гонщикам нужно было сделать небольшие взносы. Теперь это спорт для тех, у кого есть деньги. Есть гонки в чемпионате России, на которые требуется потратить 200 – 300 тысяч рублей на один выезд.
– Как гонщики относятся к стрит-рейсерам и незаконным уличным гонкам, которые в последнее время достаточно популярны среди молодежи?
– Я могу говорить только за себя. Сейчас у меня спортивная машина с большим количеством лошадиных сил, созданная для гонок. Но по городу я принципиально не гоняю. Прекрасно знаю, чем это заканчивается, какие последствия бывают у ДТП. Картинки с мест аварий по телевизору, наверное, видел каждый. А вообще гонщики негативно относятся к тем, кто воображает себя великим мастером, по сути им не являясь. Как правило, эти люди не знают, как поведет себя машина в той или иной ситуации и чем это может закончиться, особенно если это специфические условия: гололед, снегопад, дождь, песок. Они могут стать причиной ДТП и покалечить не только себя, но и других людей.
– Сейчас, когда ты стала участвовать в гонках, о чем ты мечтаешь?
– В дальнейшем я бы хотела участвовать в Кубке России и чемпионате, пока штурманом. Но я планирую активно заниматься вождением. Если я пойму, что у меня получается, это не пустая трата денег и времени, то в дальнейшем хочу стать пилотом, получать разряды, возможно, стать мастером спорта. Мечтаю, чтобы это была не просто езда, а серьезный спорт.
Фото Юлии Шатохиной, Ярослава Харитонова, Светланы Воробьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n42b6/
Комментарии: