Главное:
Александр Князьков: «Нельзя выстраивать бюджеты регионов на акцизах»
816

Александр Князьков: «Нельзя выстраивать бюджеты регионов на акцизах»

Правительство Ярославской области будет вынуждено увеличить дефицит бюджета 2016 года до 10%.

Председатель правительства Ярославской области Александр Князьков в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал о влиянии кризисных явлений на экономику региона и о состоянии регионального бюджета.

– Александр Львович, насколько затронули Ярославскую область общие кризисные явления в экономике страны? Какие сферы региональной экономики вызывают наибольшие опасения и требуют большего внимания со стороны правительства региона?

– Ярославская область — субъект Российской Федерации, и, конечно, кризисных явлений мы не избежали. Однако, как ни парадоксально, основной ущерб экономике и бюджету региона принесли отрасли, не связанные напрямую с нынешним кризисом.

Преимущество нашего региона в том, что промышленность у нас в достаточной степени диверсифицирована и поэтому какие-то провалы в одном направлении компенсируются результатами в других отраслях. По итогам 2015 года мы даже чуть-чуть нарастили показатель валового регионального продукта — на 0,8%. По промышленности у нас 105,8%, тогда как в целом по России — 96,4%. По АПК пусть чуть, но все же более 100%.

Несмотря на кризисные явления в области выросло жилищное строительство. В 2015 году сдано более 700 тысяч кв. м. жилья — рост даже к 2014 году. Провала не произошло, но это во многом объясняется реализацией федеральных программ по расселению аварийного жилья, помощи молодым семьям, предоставления жилья детям-сиротам, т. е. мы поддерживаем из бюджета наши строительные предприятия.

Кстати, поддержка правительства области в виде большого количества налоговых льгот и вычетов существенно помогла малому и среднему бизнесу, который в 2015 году обеспечил поступления в бюджет в размере 2,4 млрд рублей.

Очевидный провал случился в сфере инвестиций. Он не уникален, такое по всей России. У нас произошло снижение объёма инвестиций на 29% по сравнению с 2014 годом. При этом в инвестиционном рейтинге в Российской Федерации мы находимся на 30 месте. Сейчас в региональном инвестиционном портфеле 25 проектов на общую сумму более 60 млрд рублей. Это достаточно большой объем, но, тем не менее, мы констатируем провал в этой сфере, который вызывает определенные опасения на перспективу, т.к. предприятия сокращают свои вложения в реконструкцию, в модернизацию производства. Единственно, где вырос объем инвестиций — предприятия ВПК и предприятия фармацевтического кластера.

Очень сильно мы пострадали из-за сокращения производства пива на «Балтике» и остановки производства на ярославском ЛВЗ. Пострадали в плане резкого сокращения поступлений в бюджет связанных с этим производством акцизов. Подвел нас и Сбербанк.

– В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», а другой представляет собой «возможность». Какие возможности для экономики региона возникли в связи со сложившейся ситуацией?

– Ситуация с санкциями привела к тому, что у ряда предприятий появились дополнительные возможности, связанные с импортозамещением. Эти предприятия значительно продвинулись. Рост у некоторых очень большой — в разы. Это традиционно предприятия ВПК: Ростовский оптико-механический завод (РОМЗ), Ярославский радиозавод, НПО «Сатурн», «ОДК-Газовые турбины», КБ «Луч», судостроительные предприятия и другие. Они все у нас в плюсе за счет гособоронзаказа, естественно. Также у нас очень мощный фармацевтический кластер — «Р-Фарм», «Тева». Они тоже в плюсе в связи с программой импортозамещения лекарственных препаратов на территории России. На «Автодизеле» проводят большую работу — был создан новый двигатель, сейчас уже готовят газовую версию его под Евро-5 и под Евро-6. Своевременно была произведена реконструкция на Шинном заводе, предприятие стало конкурентоспособно на своём рынке.

– Тем не менее, каковы проблемы реализации новых «возможностей»? Что вы считаете необходимым сделать, но что выходит за рамки ваших полномочий?

– Кризис — это всегда сжатие рынка, это ужесточение борьбы между регионами за привлечение инвестора. Поэтому более продвинутые регионы — где создаются особые экономические зоны, где более привлекательная инфраструктура и транспортная логистика — они, конечно, в этой борьбе выигрывают. Инвестор сейчас просто ходит и выбирает, он ищет максимально комфортные условия и бюджетную поддержку, а это в свою очередь во многом зависит от федералов. Есть созданный министерством Фонд поддержки промышленности, который предоставляет льготное кредитование под развитие промышленности, под инвестиции. Мы заявили туда 20 предприятий и только 4 из них получили реальную поддержку от 1 млрд до 500 млн. Это, конечно, не тот результат, на который мы рассчитывали. А ведь дорогой кредитный ресурс — это всегда минус для экономики, для привлечения инвестиций.

Я понимаю проблемы Минфина, Центрального банка при таком уровне инфляции, но выход вижу только в снижении ставки и доступности кредитных ресурсов. Ведь сейчас преференции получают только проекты, получившие поддержку на федеральном уровне. В строительстве кредитов почти не дают, я уж молчу про ЖКХ. При этом очень ужесточены требования по предоставлению кредитов даже по коммерческим ставкам. Процесс получения денег, а деньги — это кровь экономики, он значительно затруднён и не позволяет нормально развиваться предприятиям.

К сожалению, региональное законодательство имеет определённые ограничения. Мы поддерживаем инвестиционные проекты, например, предоставляя льготы по транспортному налогу, налогу на имущество или в части налога на прибыль — это то, что позволяет нам федеральный закон, выше мы пойти не можем. Инвестор выбирает и часто наших возможностей недостаточно, чтобы он заходил к нам, чтобы развивал производство.

– Александр Львович, оцените, пожалуйста, общее состояние регионального бюджета. Насколько он сбалансирован?

– Ситуация на самом деле тяжёлая. Я тут должен несколько цифр привести для понимания. В 2015 году мы не дополучили доходов в бюджет на сумму 6,4 млрд рублей. Это очень значительная сумма для регионального бюджета размером в 54 млрд — мы недополучили более 10%. Основные потери: налог на прибыль и акцизы. Здорово нас «подвёл» Сбербанк — на 900 млн рублей меньше ожидаемого по налогу на прибыль. «Балтика», которая в лучшие годы доводила своё производство до 43 млн декалитров, в том году дает прогноз лишь на 28 млн. С этой компании мы по прошлому году недополучили около 3,5 млрд налоговых поступлений. Третья крупная потеря — наша «ликерка», которая недодала нам примерно 800 млн рублей. Ну и остальные — по чуть-чуть. В результате мы очень сильно «съехали» по налогам.

У нас заключен договор с Минфином, согласно которому определенные параметры бюджета мы обязаны были выдерживать. В частности, соотношение долговых обязательств к общей сумме доходов необходимо было обеспечить на уровне 62%. Так как у нас при сохранении объема долговых обязательств произошло снижение доходов, то произошло изменение этого соотношения до 71,6%. Также изменился параметр объема коммерческих кредитов. Мы должны были обеспечить не более 41%, а получили 47%. Поскольку условия соглашения с Минфином нарушены, Ярославская область обязана до 1 мая 2016 года вернуть 6,8 млрд бюджетного кредита, который был получен под 0,1% годовых.

Еще один крайне негативный фактор — огромная кредиторская задолженность бюджета, с которой мы вошли в январь 2016 года. Она составила 2,5 млрд рублей. Эта кредиторка «висит камнем» на нашем бюджете.

Ситуация осложняется и динамикой бюджетных доходов в этом году. Бюджет 2016 года мы формировали в прошлом году и исходили из позитивного прогноза, даже с учётом небольшого роста. Но, вот результаты первого квартала. В прошлом году за этот период мы получили доходов в бюджет 10,5 млрд рублей, в этом году — ровно на миллиард меньше. По позициям: растет НДФЛ на 10%, налог на прибыль и имущество сохраняются примерно в том же объеме, а вот акцизные поступления серьёзно снизились — 63% от ожидаемого перечислила «Балтика» и 500 млн не додала наша «ликерка». Исключение составил акциз от нефтепереработки, оставшийся почти неизменным.

– Что делает Правительство региона в такой непростой ситуации?

– Во-первых, мы работам с Минфином и уже договорились, что в мае нам вернут 2,7 млрд государственного кредита. Это распределение министерством уже сделано. В июне мы надеемся, мы подали заявку, на возврат ещё 4 млрд рублей.

Исходя из того, что у нас снижаются поступления от налогов, мы будем добивать субсидий и дотаций на сбалансированность бюджета в объёме 1,3 млрд. И мы будем вынуждены увеличить дефицит бюджета до 10%. Это даст нам дополнительно 3−3,5 миллиарда, без которых нам практически не прожить. Это деньги не на реализацию каких-то дополнительных проектов, это компенсация недополученных доходов бюджета.

– Быть может, есть резервы в расходной части бюджета?

– Можно сказать, что их почти нет. Более 90% расходной части бюджета — социальные нужды. Есть то, что мы можем сократить по закону, но в нынешней социально-экономической ситуации это практически невозможно. Социальный «кодекс» в региональном бюджете составляет 7 млрд рублей: льготы, поддержки, субсидии и так далее. Льготы по проезду — 500 млн, школьные завтраки — 450 млн, компенсация услуг ЖКХ — 1 миллиард! И так далее по другим категориям. Сокращать эти статьи практически невозможно, ведь это значит резать по живому. Это чревато, это взрывоопасно. Посмотрите, реальная заработная плата по итогам 2015 года не выросла, и давайте откровенно скажем, она низкая у нас. 26 тысяч рублей по экономике — это очень низкая зарплата, по сути. Да, есть флагманы, лидеры, где заработные платы по 100 тысяч, но таких предприятий очень мало и сотрудников у них немного.

– Александр Львович, сейчас очень много говорят о необходимости пересмотра межбюджетных отношений. Что Вы думаете по этому поводу?

– Да, Ярославская область по-прежнему остаётся регионом-донором. Налогов, которые мы генерируем, например, за прошлый год — 105 млрд рублей. В ЦФО мы стоим непосредственно за Москвой и Московской областью. А наш собственный бюджет — всего 54 млрд. У нас только акцизов от реализации нефтепродуктов на 24 млрд, а обратно мы получаем чуть больше 2 млрд. С другой стороны, по федеральному закону акцизы на пиво и ликёроводочную продукцию остаются в регионах. Поэтому, когда было всё хорошо и, например, «Балтика» наращивала объёмы производства, она реально была основным поставщиком налогов, которые достигали 8 млрд. Даже НПЗ со своими 3 млрд был далеко позади. Но сейчас наступает другое время. Реальная политика государства, направленная на сокращение потребления пива, пропаганда здорового образа жизни приводят к снижению производства этой продукции и, соответственно, к снижению акцизных поступлений в региональный бюджет.

Я сейчас скажу, наверное, крамольную мысль, но нельзя выстраивать бюджеты регионов на основе поступлений от акцизов. Во-первых, эти налоги не являются заслугой предприятий и региональных властей. Это налог на потребление, а не на производство. Производство расположено в нескольких регионах, а потребление идёт во всех. Во-вторых, основанные на акцизных поступлениях региональные бюджеты, с одной стороны, не мотивируют к работе, с другой — делают их весьма уязвимыми. Наша ситуация тому пример. И, в-третьих, существующая система порождает нездоровую конкуренцию между регионами за акцизные производства и дает почву для инсинуаций по пересмотру межбюджетных отношений по типу «верните нам наши деньги».

Я считаю, что акцизы должны напрямую поступать в федеральный бюджет и затем распределяться в регионы по понятному принципу. 

И еще один очень важный, на мой взгляд, момент. Необходимо изменить систему, при которой реальная работа регионов по инвестициям, по развитию промышленности и безакцизного производства лишь приводит к сопоставимому с ростом сокращению поступлений из федерального бюджета. Сейчас проще руководству, например, Ивановской или Костромской области, которые фактически сидят на федеральной смете дотаций на исполнение всех социальных обязательств. Мотивация должна быть.

– Последний вопрос, если позволите. Вы в первую очередь хозяйственник, насколько мешает вам политика в работе, особенно в предвыборный период?

– Политика в работе мне не мешает. Уж коли пришёл на эту работу, то без политики не обойтись. Вопрос в ее качестве. Есть политика, а есть голый популизм. К сожалению, у нас голый популизм сейчас зашкаливает. Даже смешно порой бывает: когда обсуждаешь вопрос без телекамер, без журналистов — одно поведение людей; лишь стоит появиться телеобъективу — происходит трансформация собеседников во что-то орущее и вопящее. Мешает некомпетентность, мешает необязательность, мешают неисполнимые обязательства, которые так любят раздавать некоторые политики. Кстати, я не понимаю этого, ведь люди просто перестают верить таким политикам. Человек всегда должен делом доказывать свою состоятельность, а не словами.

Отдельно выделю вот какой момент. Когда мы обсуждаем вопросы подготовки бюджета, изменения бюджета, другие финансовые вопросы, некоторые депутаты областной думы занимают позицию, в которой их интересует лишь расходная статья. А доходы бюджета, по их мнению, это забота правительства. Нет, уважаемые, бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. И вы голосуете и за доходы бюджета, и за расходы, и за его дефицит. И отвечать надо за все. Отвечать только за расходы — самое простое, как истратить деньги любой придумает. А вот обеспечить доходы и сбалансировать бюджет — надо поработать. Так что проблемы определённые тут есть, но все они решаемы. Есть много адекватных людей, на которых мы и опираемся в своей работе.

Конечно, я понимаю, этот год выборный — период обострения. Сейчас все пошли на праймериз, на выборы. Понятно, что они будут всё обещать. Но что делать, таковы законы жанра. Надо продолжать работать.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4ds9/
интервьюАлександр Князьков

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость