Затишье перед большим страхом

Передовые хозяйства области интересуются страхованием посевов и животных. А остальным это делать придется.Госдума РФ приняла Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», который вступит в силу 1 января 2012 года. Правительство надеется увеличить долю застрахованных посевных площадей в стране до 70%. Однако в 2011 году селяне как сговорились: растет число регионов, где не застраховался вообще никто. Они жалуются на невыгодность договоров, говорят, что риски огромные, а при утрате менее 40% посевов страховщики норовят не заплатить ничего. Многие видят в этом лишь очередную схему отбора денег в пользу бизнеса. Как оценивают реальное положение дел эксперты, рассказала главный специалист отдела господдержки и финансовой политики областного департамента АПК Елена Трунилова.

902

Передовые хозяйства области интересуются страхованием посевов и животных. А остальным это делать придется

Госдума РФ приняла Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», который вступит в силу 1 января 2012 года. Правительство надеется увеличить долю застрахованных посевных площадей в стране до 70%. Однако в 2011 году селяне как сговорились: растет число регионов, где не застраховался вообще никто. Они жалуются на невыгодность договоров, говорят, что риски огромные, а при утрате менее 40% посевов страховщики норовят не заплатить ничего. Многие видят в этом лишь очередную схему отбора денег в пользу бизнеса. Как оценивают реальное положение дел эксперты, рассказала главный специалист отдела господдержки и финансовой политики областного департамента АПК Елена Трунилова.

– Елена Валерьевна, из соседних регионов сообщают, что страховать посевы там не хочет никто. В этом году не заключили договоры даже хозяйства, которые делали это раньше. Как обстоят дела у нас?

– Ситуация такая же. В позапрошлом году страховались 11 хозяйств, в прошлом – 4, в этом заявок на субсидирование договоров в департамент не поступило.

– Вам не кажется, что ситуация парадоксальная? Все отлично помнят ужасную жару прошлого года, когда сгорело все, и не желают страховать посевы. Почему? Или пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

– Утверждение, что страховаться не хочет никто, неточно. Во-первых, не «не хочет», а «не может». Страховые компании желают видеть живые деньги, первоначальные взносы дороги, а внести их нужно во время посевной, когда в хозяйствах свободных денег нет, все средства в обороте. А во-вторых, в области есть сельхозпредприятия, как правило, крупные, которые предметно интересуются возможностями страхования. Я имею в виду «Пахму», «Левцово», «Горшиху» и еще многие, в основном в Ярославском районе. Правда, они заключают договоры по классической схеме, которая не подлежит субсидированию, и нам заявок не подают.

– Есть такое страхование, затраты по которому государство не поддерживает?

– До недавнего времени было. Постановлением правительства и приказом Минсельхоза оговаривались ставки. Если оговоренный предел страховой ставки не превышался – субсидий не полагалось. Например, для озимых зерновых в Ярославской области «зона субсидирования» на 2011 год простиралась от 6,2 до 12,1 процента. Это высокие ставки. Классическое страхование, которое практикуют крупные хозяйства Ярославского района, как правило, дешевле. Государство субсидировало лишь дорогое страхование, но теперь положение изменилось. В этом году на поддержку могут рассчитывать и те, кто заключает договоры по низким ставкам, об этом говорится в справке Минсельхоза.

– Почему государство «ослабляет гайки»?

– И федеральное, и областное правительства заинтересованы в том, чтобы застрахованных хозяйств было как можно больше, – это снижает оплату государ-ством рисков и непредвиденных потерь. В том же прошлом году за границей убытки от аномальной жары оплачивали страховые компании. А у нас потери несло государство. Даже прошлогодний ураган в нашей области обошелся областному бюджету в 10 миллионов рублей и федеральному почти в 17 миллионов рублей, а засуха навредила больше.

– Новый федеральный закон также направлен на облегчение условий страхования для селян?

– Время покажет, насколько здраво разработан новый закон, но идеология его понятна – государство стремится приучить село к страхованию. Кардинальное новшество в том, что до этого года мы выплачивали субсидии сельскому товаропроизводителю, а теперь будем работать напрямую со страховщиками.

– Не совсем понятно, чем это выгодно селянам?

– Раньше хозяйство должно было отдать страховщику свои деньги, передать нам документы, и лишь затем мы ему выплачивали субсидию. Теперь документы нам предоставлять будет непосредственно страховая компания, и сельхозпроизводитель выплатит лишь 50 процентов, а другие 50 – из бюджета. Первоначальные затраты селян будут вдвое меньше. Это те самые деньги, которые хозяйства должны были выплатить до окончания сева, в горячую весеннюю пору, а субсидию они получали летом, и это было одним из самых больших «камней преткновения» на пути развития сельского страхования! Вот представьте: приходите вы в магазин, а там цены вдвое ниже. Серьезная это льгота или нет?

– Есть в новой политике государства какие-то нюансы, принципиально важные именно для нашей области?

– Да. Ярославская область – зона рискованного земледелия, акцент в нашем сельском хозяйстве всегда делался на животноводство. До появления нового закона мы субсидировали только страхование посевов, а теперь можно будет заключать договоры и на скот. Правда, мы выплачиваем субсидии на основании не законов, а правительственных постановлений, но предполагаем, что субсидирование страхования животных введут к концу этого или в начале следующего года.

– И все-таки известный факт: на рынке подобных услуг реальный прирост дает только ОСАГО, остальные сектора пока «висят». Что мешает развитию?

– Сектор сельхозстрахования – самый сложный и отчасти тормозится из-за неправильной политики частных компаний. Бывает, что они неактивно рекламируют свои услуги на селе, опасаясь рисков. А второй барьер на пути развития – жадность. Если бы все делалось как положено, то первоначальный взнос, который платят хозяйства, был меньше суммы, которую они получат, если случится ЧП. Но в тяжелом прошлом году 4 хозяйства заплатили 7,5 миллиона, а им не выплатили даже 5. Борьба с такими явлениями вне сферы моих компетенций, я не знаю, как государство может влиять на аппетиты страховщиков, но предполагаю, что возможности есть и они будут использованы.

– Создается впечатление, что рост страхового рынка на селе – это большая московская политика, и ярославцам некуда спешить?

– Это ошибочное впечатление. Деньги на субсидии региону выделяют по федеральному постановлению, но только при условии софинансирования, так что политика не «большая», а общая. В росте числа застрахованных хозяйств заинтересованы все и на всех уровнях. Новый закон облегчит первоначальные взносы. А самое позднее лет через 10, а может быть, и года через 3 страхование посевов и животных распространится повсеместно, все к этому идет. А те, кто не захочет страховаться, лишатся льгот. Поэтому дальновидным хозяевам, на мой взгляд, лучше привыкать и тренироваться в непривычном для многих деле уже сейчас.

Наша справка

Прошлогодний ураган в нашей области обошелся областному бюджету в 10 миллионов рублей, федеральному почти в 17 миллионов рублей.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nmip/
АПКцены

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость