Пассажиров надо любить
В Ярославле соревновались водители троллейбусов со всей России
«Осторожно, двери закрываются! Стоимость проезда 23 рубля, стоимость провоза багажа 23 рубля. Следующая остановка – Соборная площадь», – казалось бы, банальные фразы, но голос водителя дрожит от волнения. Сам троллейбус неподвижно стоит на месте. И пассажиры подобрались какие-то странные – что-то усиленно пишут, ставят галочки. За окном вовсе не Соборная площадь, она-то, к слову, вообще в Подольске находится, а ярославское депо № 2.
Однако для участников 15-го Всероссийского открытого конкурса профессионального мастерства водителей троллейбуса тут нет ничего удивительного. Сорок два профессионала со всей России приехали в Ярославль, чтобы побороться за 300 тысяч рублей и продемонстрировать соседям виртуозные навыки. На одном из финальных этапов конкурсанты должны поразить жюри своим интеллектуальным багажом и красноречием. Не только выразительно объявить пассажирам правила, но и рассказать, почему, собственно, выбрали эту стезю. Современные укротители «рогатых» утверждают: лучшие из них еще и дипломаты, психологи, ораторы. Но это в идеале. А вот Дмитрия Новикова из Подольска в конкурсе культуры обслуживания немного подвело волнение.
– Я с детства мечтал стать водителем троллейбуса. И горжусь, что управляю этим прекрасным и экологически чистым транспортом, – превозмогая мандраж, через небольшие паузы продолжает он. – Мой отец 44 года отдал этой работе, и надеюсь, что я достойно продолжаю его дело.
Но строгих ревизоров – от одного названия этой должности у конкурсантов по спине пробегает предательский холодок – семейными сагами не проймешь.
– Ваше время 3 минуты 54 секунды (это хорошо, значит, уложился в разрешенные 4 минуты. – Авт.). Но вы не сказали о поручнях, за которые нужно держаться, в домашнем задании не раскрыли тему популяризации профессии, говорили неуверенно. В общем, неинтересно, – судья выносит приговор холодно и беспристрастно. – 45 штрафных баллов.
Отчаиваться рано, еще не все потеряно! Есть возможность наверстать упущенное в двух других финальных этапах: приемке транспортного средства и мастерстве вождения. И пусть от троллейбусных гонок особой зрелищности не дождешься, водители утверждают: их работа куда сложнее, чем у автобусников и трамвайщиков. Ну, сделаем скидку на то, что всяк кулик свое болото хвалит, и выслушаем аргументы.
– На нас ответственность знаете какая? Огромная. Почти как, скажем… у космонавтов! – решил сразу замахнуться повыше Евгений Вожжов из Стерлитамака. – Вот сами посудите. Троллейбус нужно так вести, чтобы и токоприемники не сорвать, и в картину дорожного движения удачно вписаться: ювелирное мастерство. Тем более, как у нас принято говорить, троллейбус едет сразу по двум дорогам: по той, что внизу, и по той, что вверху.
В этой сложности и своя прелесть: если какому-то злоумышленнику придет в голову угнать троллейбус, то полицейские, скорее всего, застанут его на этапе попыток разобраться, как эта штука заводится.
– Правда, была пара случаев, когда троллейбусы все же угоняли, – неожиданно ломает нашу картину мира участник из Москвы Артем Ковалевский. – Говорят, хулиганил кто-то из бывших водителей.
По какой причине тот злокозненный угонщик оказался бывшим, история умалчивает. А вот по словам члена жюри Елены Шетиковой, профессия водителя троллейбуса весьма популярна, в том числе среди молодежи.
Есть и такие, кто, как Лиана Багаутдинова из Уфы, находит свое призвание уже в зрелом возрасте. Еще несколько лет назад эта конкурсантка имела дело со скальпелем, шприцами, а также крыльями, лапами и хвостами. Но однажды ветеринаром овладела охота к перемене деятельности, и женщина сменила живых коней на одного, но железного. Теперь бывший ветврач уверена, что с пассажирами как с пациентами: нужны нежность, выдержка и терпение. И, адаптируя под себя фразу про пешеходов из знаменитого монолога в «Золотом теленке», заявляет: «Пассажиров надо любить!»
– Иногда видишь, женщина с ребенком в коляске не может подняться в троллейбус, так приходится самой из кабины выпрыгивать, помогать, – рассказывает Лиана. – К сожалению, не всегда сами пассажиры друг другу на выручку бросаются.
Или вот ситуация под кодовым названием «Подождите бабушку».
– Бывает, пенсионерка какая-нибудь увидит издалека мой троллейбус и машет рукой, мол, «постой, паровоз!». Старушка на меня рассчитывает, не могу же я закрыть двери у нее перед носом. Стою жду. Только вот остальные пассажиры нервничать начинают. Тут уж и психолога приходится включать, успокаивать, дескать, давайте относиться друг к другу по-человечески.
А Евгений Вожжов вообще уверен, что в ответе не только за сохранность пассажиров, но и за их настроение.
– Представляете, час пик, давка, люди раздражены, все торопятся. Нужно как-то разрядить атмосферу, – делится нажитой мудростью водитель троллейбуса. – Тогда я обычно говорю в микрофон что-нибудь позитивное: «Большое спасибо за поездку» или «Всем хорошего дня».
Сервис, однако! И хотя природная вежливость не помогла завоевать Евгению первое место – оно-то как раз досталось ярославцу Виталию Цареву, взять пример с жителя Стерлитамака не мешало бы и некоторым нашим пассажирам. Наступили вам на ногу, а вы так с улыбочкой: «Большое спасибо за поездку». Или опередили, заняв последнее свободное место, а вы невозмутимо: «Хорошего дня». Представляете, какая жизнь настала бы тогда!
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1thm/
Комментарии: