-
Глава департамента госзаказа рассказал, по каким показателям Ярославская область стала лучшей

Глава департамента госзаказа рассказал, по каким показателям Ярославская область стала лучшей

Ремонт дорог, строительство поликлиник, школ и детских садов, покупка медикаментов и оборудования – мы постоянно пишем на эти темы, но не все наши читатели знают, что прежде чем подрядчики выйдут на объект или установят новенький компьютерный томограф, большую подготовительную работу проводят специалисты, отвечающие за организацию государственных и муниципальных закупок. Они, как бойцы невидимого фронта, остаются за кадром. Но именно от их филигранной работы зависит, чтобы в конечном итоге все мы не получили «кота в мешке» – некачественные товары, работы и услуги. О достижениях, трудностях и планах  мы беседуем с директором департамента государственного заказа Ярославской области Андреем Афониным.

– Андрей Дмитриевич, разрешите поздравить: Ярославская область вошла в число регионов с высокой оценкой эффективности и прозрачности закупочной системы. По каким показателям рейтинга мы стали лучшими?

– Спасибо, это заслуга всех, кто работает в сфере закупок в нашем регионе. В этом рейтинге, который составила общероссийская общественная организация «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам», проанализировав результаты работы 49 субъектов РФ, Ярославская область участвует уже во второй раз. И можем сказать, что нам удалось значительно улучшить показатели 2018 года, получив по итогам 2019 года высший уровень оценки по ряду номинаций.

Так, регион вошел в десятку лучших по оценке информационной инфраструктуры государственных закупок, заняв 9-е место, тогда как в прошлом году был на 28-м. В рейтинге по снятию административных барьеров и обеспечению доступности информации об областной системе закупок позиции также улучшены – мы переместились с 38-го места на 21-е. Укрепили свои позиции по номинациям «Нормативная база закупок региона», «Исполнение контрактов», сохранили 5-ю позицию по «Исполнению требований законодательства о закупках».

Есть позитивные сдвиги и по муниципальным закупкам. Хочу поблагодарить коллег из муниципальных образований за поддержку наших инициатив и их внедрение в свою деятельность.

– А есть ли у нас свои уникальные наработки, которые могли бы использовать и другие регионы?

– Да, есть. С 2018 года запущен и успешно функционирует сервис информирования поставщиков о закупках Ярославской области – ЯрИнформ. Это реально уникальная разработка нашего региона. Данный сервис позволяет осуществлять адресное оповещение заинтересованных представителей бизнес-сообщества обо всех опубликованных закупках без каких-либо для них затрат.

Также нам удалось максимально централизовать процесс: сейчас основной объем государственных закупок размещает уполномоченный орган – департамент государственного заказа Ярославской области. Так, в прошлом году через нас прошло закупок на общую сумму порядка 19,5 млрд рублей, что составило 87,2% от их общего объема. Это больше на 29% по сравнению с 2018-м.

А в рамках проведенной централизации крупных муниципальных закупок департаментом было размещено 489 закупок на общую сумму более 10 млрд рублей, что в количественном выражении в 4,4 раза выше показателя 2018 года. Думаю, цифры говорят сами за себя. И, безусловно, наш опыт вызывает интерес у коллег из других регионов. Но и у них нам всегда есть что взять на вооружение.

– Что дает такая централизация? Не теряют ли тем самым муниципальные образования оперативность в своей работе?

– Централизованное управление процессом закупок – это объединение всех участников контрактной системы в едином информационном пространстве закупок Ярославской области. Оно позволяет внедрять в муниципальных образованиях высокие стандарты управления закупочным процессом, существующие на региональном уровне. А также повышает на местах уровень контроля за расходованием денежных средств, обеспечивает оперативность получения информации о закупках в целях принятия управленческих решений.

Зачастую не все заказчики имеют в штате специалистов с нужным уровнем компетенции, что приводит к ошибкам в размещенной документации, а в конечном итоге – к срыву закупочной процедуры, штрафам, нарушению сроков исполнения бюджета и т.д. Ни в коем случае это, конечно, не укор в адрес наших коллег, но законодательство в сфере закупок очень динамично изменяющееся, есть много тонкостей, с которыми в силу их специфики на муниципальном уровне могут и не сталкиваться.

Нам в региональном департаменте госзаказа удалось сформировать команду из специалистов разных отраслей, есть и инженеры, и медики, и строители, и юристы, всегда есть возможность коллегиального обсуждения сложных случаев, что существенно улучшает качество подготовки закупочной документации. Это лишь основные плюсы, о которых хотел бы сказать.

– Важный критерий эффективности госзакупок – это в том числе экономия бюджетных средств. На какую сумму удалось выйти?

– По государственным закупкам общая экономия за 2019 год составила 902,4 млн руб. (рост по сравнению с 2018 годом 12,1%). Наибольшая экономия сложилась в здравоохранении (540,8 млн рублей), транспортной сфере (49,4 млн рублей).

По муниципальным закупкам – экономия 780,7 млн руб. Лучших показателей удалось достигнуть Ярославлю: там сэкономили почти 400 млн рублей. Среди муниципальных районов лидируют Тутаевский (67,7 млн рублей) и Рыбинский (40,2 млн рублей).

И, как итог, если сложить вместе ряд показателей, в том числе экономию от работы по снижению начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и от закупок малого объема, то общая экономия по государственным и муниципальным закупкам Ярославской области за 2019 год составила рекордный показатель – 1 млрд 683 млн рублей.

– Как же удалось достичь таких высоких показателей?

– Анализ проведенных процедур показывает, что основным способом определения поставщиков является электронный аукцион, в рамках которого очень часто происходит снижение НМЦК. Это приводит к постоянной экономии средств бюджета.

Также у нас наблюдается тенденция роста активности поставщиков при участии в закупках, что, безусловно, приводит к росту конкуренции между ними. В 2019 году среднее количество участников государственных закупок держалось на уровне 2,9 на одну закупку. По муниципальным закупкам этот показатель еще выше – 3,1 участника.

Кстати, по совместным закупкам, это когда два и более заказчика объединяются для закупок одних и тех же товаров, работ или услуг, конкуренция у нас уже составила 5,1 участника.

И тут важно не только расширять количество участвующих в закупках, что, конечно, стимулирует конкуренцию, но и не допустить снижения их квалификации. Всегда есть риск, что они могут переоценить свои силы и далее просто не справиться с выполнением контракта на поставку товаров, работ или услуг.

Уровень конкуренции и соответственно экономия бюджетных средств обеспечивается и за счет предварительной работы, которую мы проводим по определению НМЦК. Для этого в 2018 году было создано подчиненное департаменту государственное казенное учреждение «Центр конкурентной политики и мониторинга», которое занимается проверкой информации и документов, использованных заказчиками при обосновании НМЦК, на предмет актуальности, достоверности и объективности цен и самих заявок.

– В свое время было очень много спекуляций на тему, что у нас в регионе не осталось местных подрядчиков. Как обстоят дела на самом деле?

– География участников – весь ЦФО. Но большинство все-таки – именно местные организации и предприниматели. В 2019 году государственными и муниципальными заказчиками наибольшее количество контрактов (71,9%) было заключено с поставщиками Ярославской области на общую стоимость порядка 23 млрд руб. Для сравнения: из Москвы и Московской области поставщики заключили контрактов на сумму 6,7 млрд руб. (21,3%). Также активно заявляются к нам представители Вологодской, Владимирской, Орловской, Ивановской областей и г. Санкт-Петербурга.

В текущем году эта тенденция сохраняется. Уже заключено контрактов на 13 млрд рублей (67,7%) с участниками с ярославской «пропиской».

– Высокая активность участников не привела к появлению профессиональных жалобщиков? С такой проблемой сталкиваются многие регионы страны.

– Действительно, эта тенденция затронула и нас. Есть участники, которые только жалуются, а в закупках даже не участвуют. На эту тему мы ведем постоянный диалог с ФАС России. Надеемся, что уже скоро будут приняты изменения в законодательство, которые помогут снять это несоответствие. Здесь самый сложный вопрос – как отличить профессиональных жалобщиков от общественных деятелей, организаций и просто неравнодушных граждан, которые действуют в интересах общества, а не отрабатывают заказ или свои коммерческие интересы.

Например, в прошлом году к нам поступило около 150 жалоб, но практически все они оказались необоснованными и надуманными. Меньше 3% от их числа были действительно объективными, и мы на них отреагировали, проведя соответствующую работу.

– В прошлом году были трудности с проведением процедур закупок лекарственных препаратов, на них просто никто не заявлялся. Какие меры были приняты?

– Такая ситуация тогда сложилась во многих регионах. Это было связано с тем, что мы не могли приобретать лекарственные препараты, в первую очередь импортные аналоги, по тем ценам, которые ожидали от нас фарм­компании.

Рынок поставщиков медпрепаратов весьма ограниченный, на нем не такое большое количество участников. И они, действуя в своих интересах, пытаются воспитывать заказчика – на торги не заявляются, ждут, когда цену поднимут. А мы в свою очередь ограничены в действиях рамками законодательства. Поэтому по некоторым препаратам закупки пришлось вести в ручном режиме. Свои выводы мы сделали.

Своевременность планирования закупок заказчиками и анализ прошлых ошибок позволяют в текущем году обеспечить в полном объеме потребности в лекарственных средствах. К слову, в департаменте здравоохранения и фармации работает «горячая линия», по которой можно сообщить о дефиците того или иного лекарства, все обращения рассматриваются в оперативном и срочном порядке.

– При проведении закупок высок риск коррупционной составляющей и различных серых схем. Как обстоят дела с этим вопросом у нас в регионе?

– Наша задача – не допускать создания условий для коррупции, а не борьба с ее последствиями. И мы в этом направлении постоянно работаем. Что уже сделали? Во-первых, наша деятельность абсолютно прозрачна, закупки видны и открыты для всех. Что как раз и было отмечено гильдией по итогам рейтинга за 2019 год, присвоившей Ярославской области по данному показателю «высший уровень». Во-вторых, у нас уже не один год действует комиссия по оценке обоснованности и обеспечению эффективности организации крупных закупок товаров, работ, услуг. В-третьих, проводится обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 500 млн рублей для обеспечения нужд Ярославской области. Плюс мы находимся под постоянным контролем общественного совета при департаменте госзаказа.

– Сейчас дали «зеленый свет» участию в закупочных процедурах субъектов малого и среднего бизнеса? А какая динамика у нас в регионе?

– Если говорить про прошлый год, то с субъектами малого предпринимательства заключено 8 103 контракта на общую сумму более 4,5 млрд рублей. Это немалые цифры.

В стоимостном выражении объем государственных контрактов с субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями увеличился на 43,6% по сравнению с 2018 годом. И, я думаю, такая тенденция сохранится.

Участие в государственных и муниципальных закупках может быть интересно для предпринимателей, которые раньше об этом не задумывались, однако работа в условиях пандемии коронавирусной инфекции нарушила их привычные каналы продаж. Условно – работал магазин по продаже автозапчастей, а теперь он готов выйти на электронную площадку и продавать товар заказчикам, чтобы сохранить свой бизнес.

К тому же у нас в регионе действует электронный магазин для закупок малого объема. Через него проходят те из них, которые находятся в коридоре от 20 до 600 тысяч рублей. С прошлого года его использование стало обязательным для всех муниципальных образований.

Ранее такие закупки проводились без конкуренции и экономии. И результат от использования этого механизма уже есть: общая экономия в результате работы электронного магазина по государственным и муниципальным закупкам в прошлом году составила порядка 80 млн рублей.

Приглашаю всех заинтересованных предпринимателей на сайт.

– Как сказалась пандемия на проведении закупок?

– Мы не прекращали свою работу. Мы не закрывались ни на день, ни на час, и региональная система «Государственные закупки Ярославской области» работала в круглосуточном режиме. Ведь фактически без нас может быть нарушено жизнеобеспечение региона. Пришлось перейти на удаленный формат работы, но даже в этом нашли свои преимущества, которые мы внедрим дальше в свою повседневную деятельность: некоторые вопросы так и продолжим рассматривать дистанционно.

Весенние месяцы – это всегда горячая пора для нашей сферы, и хотя нам удалось в этом году сместить часть закупок на февраль, заранее подготовив всю необходимую документацию, в марте – мае традиционно идет максимальное количество процедур по национальным проектам. И мы ни одну не отменили, не сдвинули! Были сложности только с одной закупкой круп для общепита, что неудивительно, тогда началась чехарда с ценами и искусственным дефицитом, который создавали поставщики. Но мы точечно проработали этот вопрос, и после повторного объявления она состоялась.

Плюс к нашей традиционной работе добавилась необходимость проведения экстренных закупок, вызванных введением режима повышенной готовности, когда срочно закупались средства защиты, дополнительное медицинское оборудование.

– Наши коллеги, журналисты из других регионов, любят изучать сайты госзакупок. А потом появляются публикации на тему того, что чиновники покупают дорого­стоящие иномарки бизнес-класса, в то время как бюджет трещит по швам. Закупки, которые проводят органы местного самоуправления, контролируются на предмет всяческих излишеств?

– Конечно, контролируются. И мы тоже следим за информацией в СМИ. У нас в регионе разработана и внедрена система эффективности закупок, осуществляемых по Федеральному закону 44-ФЗ. В ее рамках оцениваются уровень предельных цен, обоснованность НМЦК, проверяется закупочная документация на предмет актуальности, достоверности и объективности, оценивается возможная конкуренция, экономия от проведенных процедур. Вопрос обоснованности крупных закупок рассматривается коллегиально. Когда закупки проходят через такое «сито», появляется меньше инфоповодов для желающих «качнуть ситуацию» ради личного «хайпа».

– Поделитесь планами на текущий год?

– Сейчас очень важно перейти на новую платформу государственной информационной системы «Государственные закупки Ярославской области» и начать «типизацию» закупок для более оперативного их размещения от момента подачи заявок на потребность и до поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

– А как дела с кадрами в отрасли?

– В данной сфере у нас в регионе работают около 4 тысяч человек. Целая отрасль народного хозяйства! И это высокопрофессиональные специалисты, которые реагируют на вызовы времени, постоянно повышают свою квалификацию.

В настоящее время наш департамент запустил образовательный проект, ориентированный на выбор студентами и выпускниками в качестве места своего будущего трудоустройства региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций по направлению «специалист в сфере закупок». Это необходимо для постоянного пополнения кадрами нашей сферы.

Также в регионе ежегодно мы проводим областной конкурс «Лучший специалист в сфере закупок». Участие в нем принимают представители государственных и муниципальных заказчиков. Так мы поддерживаем наших специалистов, отмечаем их профессионализм!

А вообще, хотя работа у нас напряженная и ответственная, при этом она очень интересная. Это так важно, когда понимаешь, что есть и твой вклад в те преобразования, которые происходят на Ярославской земле, что каждая закупка в конечном итоге направлена на то, чтобы сделать жизнь жителей региона комфортнее.

Фото из архива "Ярославского региона"

госзакупки

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber