Кризис как точка роста. Владелица мастерской декораций рассказала, как пандемия повлияла на бизнес
«Жизнь, это то, что происходит с тобой, пока ты строишь планы», – сказал однажды Джон Леннон. 2020 год стал наглядной картиной того, как в одночасье рушатся все планы, как отдаляются и трансформируются давно намеченные цели, но… жизнь продолжается. Одной из сфер, где связанные с пандемией коронавируса перемены наиболее заметны, стал малый бизнес.
Об уроках карантина, о совмещении ролей предпринимателя, жены и матери троих детей, а также о многом другом мы поговорили с владелицей мастерской декораций «Мак» в Ярославле Аленой Реймкуловой.
– Алена, с чего началась история вашей мастерской?
– Со слез дочери. Я должна была пойти в садик на утренник, но не смогла – меня не отпустили с работы. Вечером она была очень расстроена, для нее мое присутствие на празднике было очень важно. В тот момент я осознала, что больше всего хочу сама распоряжаться своим временем. В итоге в 2017 году родилась идея создать студию декора. На тот момент у меня было 10 тысяч рублей. Их я вложила в обучение и материалы. Начинали с малого, а сегодня мы работаем с 65 регионами России, сотрудничаем с Францией, Чехией и Германией.
Не знаю, как развивался бы бизнес, будь у меня три года назад больше денег. Возможно, я бы не смогла их правильно инвестировать. Сейчас, конечно, я точно знаю, какую сумму и во что готова вложить. Но это понимание пришло во многом благодаря тому пути, который я прошла.
– Психологи утверждают, что каждый новый прорыв – это результат внутреннего или внешнего кризиса. Нынешний год богат на такие события: пандемия, самоизоляция, закрытые торговые центры… Как этот кризис отразился на вашем бизнесе?
– Лично я думаю, что кризис, и пандемия в том числе, стали временем изменения меня как собственника. Сначала у нас были два полностью провальных месяца. Мы не попали ни под какие меры господдержки, поскольку наша сфера не была признана пострадавшей во время пандемии. Я понимала, что средства, которые мы заработали, пойдут только на зарплаты сотрудникам.
В то же время я очень многое переоценила. Пришла к решению, что мне нужно расти как владелице бизнеса, учиться просчитывать и предугадывать сложные ситуации, грамотно ими управлять. А еще это время стало проверкой силы духа. Сначала было страшно, а потом очень-очень страшно. В какой-то момент я брала себя в руки и убеждала в том, что кризис – это время возможностей. Я решила, что не сдамся, буду идти дальше вперед к своей цели, мечте. И, что удивительно, сейчас у меня началась новая точка роста.
Кризис помог мне понять, что я готова создать компанию, которая будет производить декор широкого спектра назначения, используя большее количество различных материалов. Появилась новая стратегия. А еще мы переехали в новый большой офис, дважды сменили команду мастерской. Что касается меня как личности, то благодаря этому времени во мне появилась такая черта, как жесткость. А она нужна, когда ты стремишься к цели.
– Что мотивирует вас идти дальше?
– Мотивация наемных сотрудников – прийти и заработать деньги, которые они получат по итогам месяца. У них есть руководитель, который ругает, хвалит, решает, кто и чем будет заниматься. Но когда ты владеешь своим делом, то у тебя нет такого человека. Если я встала утром и не хочу на работу, я все равно пойду. Потому что потери, которые я понесу, гораздо больше, чем если мне не заплатят зарплату или уволят. Я несу ответственность за других людей.
Какая внутренняя мотивация? Даже не знаю. Пожалуй, немаловажно, что то, чем я занимаюсь, – это история об украшении мира. А бизнес – формат, в котором я могу располагать своим временем. А еще у нас есть стена, где отмечены города, в которые мы отправляли заказы. С каждым разом гербов все больше. И когда я смотрю на нее, вспоминаю, какой путь прошла, как все начиналось на кухне – это вдохновляет идти дальше.
– Вы не только предприниматель, но и женщина, многодетная мама. Приходится сталкиваться со стереотипами?
– Очень часто. И со стереотипами, и даже с осуждением. Кажется, это меня преследует всю жизнь. Началось еще тогда, когда родила первого ребенка в 19 лет, затем развелась и достаточно быстро вновь вышла замуж. Каждый человек воспринимает другого в зависимости от собственной картины мира. Я не обращаю на это внимания и не должна подстраиваться под чье-то мнение.
Вообще внимательно слежу за той информацией, которую потребляю. У меня нет телевизора, избирательно читаю что-то в соцсетях, предпочитаю то, что поможет мне развиваться в самых разных областях.
– Учиться, как я понимаю, приходится постоянно?
– Именно. Бизнес – это для тех, кто готов развиваться постоянно. В юридических вопросах, бухгалтерии, маркетинге, продвижении и общении с клиентами. К примеру, отдав вопросы бухгалтерии на аутсорсинг и решив не разбираться в этом сама, я платила налогов больше, чем нужно. Выяснила, когда все же включилась в эту работу.
Если человек решил идти в бизнес, то он должен быть готов к личностным изменениям. К примеру, он может стать жестким, циничным или, наоборот, мягким, податливым. За собой надо наблюдать, отслеживать состояние. В какой-то степени наемным работникам проще.
– Но вы не согласились бы вернуться назад и отказаться от этого пути?
– Нет. Но признаюсь, что пару раз были мысли все свернуть, закрыть. Длилось это примерно 10 минут.
– И все-таки снова о главном – семья, супруг, дети постоянно требуют внимания. Как не потерять все это, занимаясь бизнесом?
– Нужно уметь фокусироваться на самом главном. Я такой человек, что все разграничиваю: работу отделяю от дома, важное от неважного, дружеские отношения от рабочих.
Умение видеть, где ты сейчас нужен, и отодвигать в сторону то, что не в приоритете, – очень полезный навык.
Как-то был крупный заказ, нужно было сделать и отправить 14 тысяч изделий. Дети меня не видели пять дней. Приходила – уже спят, уходила – еще спят. Все это время меня подстраховывали муж и бабушка. Но бывают ситуации, когда я понимаю, что должна провести время с ребенком, и тогда весь график перестраивается.
Еще один важный навык – делегирование. Ему тоже стоит поучиться.
– А как вы считаете, бизнес – это для всех?
– Я думаю, что прежде чем решиться на этот шаг, надо хорошенько подумать и честно себе ответить на вопрос: «Надо ли мне все это?». Бизнес – не про то, что все классно и хорошо, куча денег и нет проблем. А про постоянное развитие и ответственность за других людей, готовность противостоять все вызовам и стрессам.
Вернусь к тому, что в работе по найму есть свои плюсы. Смотрю иногда на сотрудников и завидую. У них есть стабильность и нет необходимости в принятии решений, от которых зависит не только моя жизнь.
Если решите, что вам все-таки надо попробовать себя в бизнесе, то тут придется приготовиться к полной самоотдаче. Сейчас я работаю где-то 12 часов, когда ни на что другое не отвлекаюсь, причем это время не как одна смена – отработал и свободен, оно распределено, и порой неравномерно, в течение всего дня.
Был период, когда я спала по 3–4 часа в сутки, при этом у меня был грудной ребенок, второму было полтора, а третья заканчивала первый класс. Признаюсь честно, я была никакая. Вся была погружена в работу. Сейчас понимаю, что это неправильно. Нужно четко планировать свое время и силы – именно это позволяет работать максимально эффективно.
Ну и что касается женщин, мое мнение, что декрет – не самое лучшее время для бизнеса. Хотя знаю, что немногие с этим согласны. Но если человек уверен, готов пробовать, рисковать и идти за своей мечтой, то кто сможет его остановить?
Фото из архива Алены Реймкуловой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5dec/
Комментарии: