Главное:
Омбудсмен в помощь. На что чаще всего жалуются ярославцы

Омбудсмен в помощь. На что чаще всего жалуются ярославцы

Чаще всего ярославцы жалуются на нарушения своих жилищных прав, а также на доступ к правосудию, медицинскую помощь, социальное обеспечение – это следует из ежегодного доклада уполномоченного по правам человека в Ярославской области Сергея Бабуркина.

Ярославцы идут к омбудсмену со своими проблемами, надеясь на помощь и защиту, – об этом наглядно свидетельствует увеличение почти в 10 раз за последние 5 лет числа обращений к уполномоченному по правам человека – с 274 в 2013 году до 2306 в минувшем. Рост не говорит о том, что нарушений стало больше: просто люди поняли, что здесь окажут квалифицированную (и абсолютно бесплатную) юридическую помощь, что в наше время важно и ценно, а если проблема носит системный характер – потребуют изменения правового поля, чтобы другие земляки не натыкались на те же грабли.

Под крышей дома своего

Беспокоит омбудсмена длительное неисполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в аварийных домах. К нему обратились сотрудники бывшего оборонного предприятия, которые в течение почти трех десятков лет проживали в переоборудованных кабинетах заводоуправления. Жильцы оказались без отопления и горячей воды – обогревались электроприборами. В 2017 году гражданам удалось в судебном порядке отстоять свое право на жилье: суд обязал Минобороны предоставить ярославцам благоустроенные квартиры. Но только после вмешательства губернатора Дмитрия Миронова и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой дело наконец сдвинулось. Всем семьям были предоставлены благоустроенные жилые помещения.

– Подобные ситуации, к сожалению, не единичны: ко мне с похожими проблемами обращались жители Даниловского, Ростовского и других районов области. Суть обращений схожа: сложности с расселением домов постройки начала или середины ХХ века, износ которых составляет порядка 80% и более. Везде жители ждут расселения годами, – констатирует Сергей Бабуркин в своем докладе.

Сейчас для таких людей появился свет в конце тоннеля. Здания, признанные аварийными до 1 января 2012 года, расселены. Теперь на очереди дома, признанные непригодными для проживания до 1 января 2017 года.

ЖКХ – клубок проблем

В «черный список» организаций, количество жалоб на которые к уполномоченному выросло, вошли УК. Порой ущемленные в правах ярославцы отстоять свою правоту могут лишь в суде. Но без квалифицированной юридической помощи им сделать это сложно. Вот и спешат они за содействием к омбудсмену.

Очень злободневная тема – перевод на индивидуальное отопление некоторых квартир в многоквартирных домах. УК почему-то считают правомерным начислять плату таким жильцам в том числе и за пользование центральными сетями. «Получается, что мы должны вносить плату дважды!» – негодовала заявительница, обратившаяся за помощью.

– Обращения аналогичного содержания поступали из Гаврилов-Ямского, Пошехонского, Ростовского, Мышкинского районов, – сказал Сергей Бабуркин. – В ходе работы по ним мы провели тщательный анализ законодательства и правоприменительной практики.

В своем недавнем решении Конституционный суд РФ указал, что право граждан на жилище подразумевает возможность устройства ими автономного отопления. И если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления были соблюдены, такие жильцы должны оплачивать помимо газовых начислений лишь расходы, связанные с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества МКД.

– С начала этого года вступило в силу постановление Правительства РФ №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме». В нем определен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии. Его применение потребует внесения изменений в схемы теплоснабжения многоквартирных домов и населенных пунктов. Органам местного самоуправления рекомендовано провести эти работы, – подчеркнул Сергей Александрович.

Еще один больной вопрос – тарифы. К уполномоченному обратились жители поселка Красные Ткачи Ярославского района: проживая на территории сельского поселения, за электричество они платили как горожане – без полагающихся селянам льгот. Оказалось, что причина – статус населенного пункта: рабочий поселок приравнивается по уровню тарифов к городу. Омбудсмен направил письма в адрес правительства области и администрации Карабихского сельского поселения. Органы власти и местного самоуправления согласились с его доводами о важности проблемы для жителей и необходимости ее решения.

– В декабре 2018 года облдумой было принято решение об изменении статуса рабочего поселка Красные Ткачи Ярославского района. Он стал «сельским населенным пунктом поселком Красные Ткачи». Тем самым были восстановлены права граждан на справедливое тарифное регулирование, – отчитался в своем ежегодном докладе ярославский омбудсмен.

Эх, транспорт!

Без хорошей транспортной доступности населенных пунктов невозможно обеспечить благоприятные условия проживания в них. Понимая это, к омбудсмену обратился глава сельской администрации поселка Шашково Рыбинского района – от имени жителей. Он просил помочь восстановить отмененный утренний рейс пригородного автобуса, на котором селяне добираются на работу и учебу.

– В январе 2019 года АТП выделило для работы в Рыбинском районе восемь дополнительных автобусов, обеспеченных бригадами водителей. Машины закреплены в том числе и за указанным маршрутом. Ситуацию удалось стабилизировать, – порадовал омбудсмен.

Помог он и жителям Пречистого Первомайского района.

«Наш поселок разделен железнодорожными путями. Наземный переход через них не работает, так как там все время стоят грузовые составы. Чтобы попасть к себе домой, люди вынуждены на коленях с риском для жизни ежедневно пролезать под вагонами, которые могут тронуться в любой момент», – говорилось в коллективном обращении.

Уполномоченный направил запросы в Ярославскую транспортную прокуратуру и в управление государственного железнодорожного надзора о проведении проверки по указанным фактам. Ее результатом стал пересмотр перечня железнодорожных станций для длительной стоянки поездов. Жители поселка заметили перемены: теперь составы либо направляют на другие места стоянки, либо ставят так, чтобы люди могли пройти на противоположную сторону поселка, не подвергая свою жизнь опасности.

Большая часть обратившихся к уполномоченному по правам человека проживают в Ярославле (60,50%), Рыбинске (8,70%) и Ярославском районе (4,50%). Немалое число жалоб поступало также из Угличского, Ростовского, Тутаевского, Переславского районов. В тематике жалоб лидирующее место занимали обращения о защите права на жилище (25,46%), защите права на социальное обеспечение (17,17%), доступе к правосудию (12,27%), защите права на медицинскую помощь (7,72%).

4113 ярославцев обратились в прошлом году к ярославскому омбудсмену: 2507 женщин и 1606 мужчин.

755 жалоб поступило от работающих граждан, 518 – от пенсионеров, 187 – от инвалидов и семей с детьми-инвалидами и 465 – от лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Фото с сайта уполномоченного по правам человека

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n53tq/
Сергей Бабуркин

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость