«Оздоровление Волги»: какую воду пьют жители Ярославской области

«Оздоровление Волги»: какую воду пьют жители Ярославской области

Ярославская область богата водными ресурсами. Но, как гласит русская народная пословица «В скирдах – не сено», «… а в реке – не вода» – добавляем мы. Для того чтобы пить и вообще пользоваться, ее нужно очистить. Ведь, как выясняется, воды много, но в своем «первозданном» виде для человека она в основном непригодна. Переломить ситуацию призван федеральный проект «Чистая вода», который уже несколько лет реализуется на территории Ярославской области в рамках нацпроекта «Экология».

Родник лучше реки и колодца?

Недавно в рамках этого проекта началось строительство станции водоподготовки в поселке Красные Ткачи. Она будет представлять собой производственный модуль, работающий в автоматическом режиме. Вода из шести закольцованных скважин сначала будет очищаться механически, затем – обеззараживаться, и еще на одной стадии из нее будет извлекаться избыточное железо. Производительность станции – 1500 кубометров в сутки.

Помимо решения задач централизованного водоснабжения эта станция будет обеспечивать еще и пожарную часть.

Естественно, мы не могли не задаться вопросом: зачем в Красных Ткачах, поселке, расположенном на берегу полноводной реки Которосли, необходим именно такой объект для водоснабжения? Не проще ли было построить очистные сооружения для речной воды? Как выяснилось, такой вариант не рассматривался никогда.

– Поселок Красные Ткачи исторически снабжался водой из подземных источников, – пояснили в департаменте ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. – Потому что строительство очистных сооружений для речной воды уже тогда было нерентабельным – даже с учетом перспективы роста населения. Вообще основная часть небольших населенных пунктов нашего региона централизованно снабжалась и снабжается водой именно из подземных источников. Тому есть масса причин, но одна из главных – возможность получать воду стабильного химического состава, чтобы не перенастраивать в соответствии с сезонными изменениями ее качества в открытых источниках систему водоочистки. К тому же вода из-под земли практически не нуждается в дезинфекции. Именно поэтому наши предки предпочитали пить из родников.

Без взвеси и железа

После прояснения ситуации не мог не возникнуть и второй вопрос: если подземная вода так хороша, зачем нужно строительство новой станции водоочистки? Оказывается, проблемы здесь две.

Первая заключается в том, что и подземная вода не идеальна. Прежде всего потому, что в Ярославской области она практически всегда содержит избыточное количество железа. Особых иллюстраций для этого, наверное, не требуется: практически каждый обустроенный родник в нашем регионе отличается «ржавым» окрасом окружающих поверхностей. Иногда такое качество  воды приводило к курьезам.

К примеру, при создании в 1956 году Института биологии внутренних вод Академии наук СССР в поселке Борок Некоузского района выяснилось, что местная вода категорически не устраивает ученых – по причине большого содержания железа и взвесей. Геологи нашли линзу с идеально чистой водой только в тридцати километрах от поселка и по производственной необходимости соединили водопроводом это месторождение с поселком.

– Сегодня это делать бы не пришлось, потому что появились новые технологии, позволяющие снизить концентрацию ионов железа в воде до безопасных величин, – пояснили эксперты департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов. – Кроме того, они же позволяют избавить ее от взвесей. Это тоже еще недавно было определенной проблемой, потому что водоносные горизонты, откуда поступает вода для потребления, часто находятся на той же глубине, где залегают известковые породы.

Есть и еще одна проблема: по мере эксплуатации скважины ее продуктивность снижается. Иногда для восстановления выхода воды достаточно проведения штатных «реабилитационных» работ. Но бывает и так, что нужно бурить новую.

Тут приходит время и третьему вопросу: если регион стоит практически на подземной воде и современные технологии позволяют ее идеально очистить, то почему бы не снабжать ею все населенные пункты?

Промышленность много «пьет»

На этом этапе в дело вступает закон больших чисел. Расхода в 1500 кубометров в сутки хватает для небольшого поселка городского типа – причем только для бытового водопотребления и резерва для пожаротушения. Если принять во внимание, что крупные города расходуют больше воды даже на бытовые цели – а во многих из них работают еще и промышленные гиганты, – понимаем, что возможностей у скважин просто не хватит, чтобы все это обеспечить. К тому же подземные горизонты – это возобновляемые, но медленно пополняемые источники. Такие города, как Рыбинск и тем более Ярославль, через полгода такого водоснабжения просто останутся без воды. Кстати, для того чтобы снабжать даже Красные Ткачи, потребовалось шесть закольцованных скважин.

Именно по этой причине многие населенные пункты региона «пьют» из рек и озер. В этом смысле повезло Переславлю-Залесскому, который производит водозабор из относительно чистого Плещеева озера. В ряду невезучих еще сравнительно недавно пребывали жители двух южных районов Ярославля – Фрунзенского и Красноперекопского. От жидкости, вытекающей из водопроводных кранов по весне, в их квартирах пахло, мягко говоря, не розами. Причина – которосльная вода, обрабатывать ее до нужного состояния иногда было просто невозможно.

Ситуация изменилась, когда Ярославский водоканал провел трубопровод от Северного водозабора, расположенного на реке Волге, до Южной подстанции.

– У Которосли не самый благоприятный гидрологический режим для самоочистки, – прокомментировали ситуацию на кафедре общей и биоорганической химии биологического факультета ЯрГУ. – Течение и без того очень быстрое, а в период паводка становится и вовсе стремительным. Биологическое окисление высокомолекулярных органических загрязнений просто не успевает пройти в полной мере – и на водоочистные сооружения поступает вода, которая не может быть очищена стандартными методами.

В те годы водоканал выходил из положения, используя очень дорогие адсорбенты для дополнительной очистки. Сейчас ярославцам стало гораздо легче. Но далеко не до всех населенных пунктов, которые по-прежнему запитаны от источников бассейна реки Которосль, можно пустить трубу от Волги.

О, Волга, колыбель моя

На Волге стоят и пользуются ее водой несколько населенных пунктов Ярославской области. В том числе и самые большие – Ярославль и Рыбинск. Воды в великой русской реке пока достаточно для обеспечения бытовых и даже промышленных нужд региона. Но наши предки, считавшие, очевидно, что на их век хватит, оставили не самое лучшее наследство. Фактически река сегодня превратилась в систему стоячих водоемов-водохранилищ. На ее берегах работают сотни промышленных предприятий. Даже в таком состоянии Волга справляется с той нагрузкой, которую обеспечивает ей наша цивилизация, продолжая снабжать население почти половины России водой относительно приемлемого качества. Но если уже сегодня не заниматься восстановлением реки, этот источник может иссякнуть.

То есть вода-то в нем останется, но такого качества, что вывести его на приемлемый для потребления уровень не помогут даже мощнейшие очистные сооружения. Именно поэтому в нацпроект «Экология» входит сегодня федеральный проект «Оздоровление Волги». Только завершив эту работу, можно будет вздохнуть полной грудью и выпить за здоровье наших потомков пару самоваров чаю, наполнив этот уважаемый прибор водою прямо из-под крана.

Фото из архива «Ярославского региона»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5dt7/
водоснабжение

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость