-

В Ярославле презентовали работы первого хранителя художественного музея

Новая выставка работ Александра Малыгина в череде вернисажей, посвященных 100-летию Ярославского художественного музея, достаточно камерная и вроде бы скромная на первый взгляд.

Но когда начнешь рассматривать рисунки, книжные иллюстрации и другую графику первого хранителя ЯХМ, сразу понимаешь – это настоящее событие в культурной жизни Ярославля. Тем более что многие работы талантливого художника и героического человека, предоставленные в том числе Ярославским музеем-заповедником и музеем Н.А. Некрасова «Карабиха», выставляются впервые.

– С 1922 по 1929 год Александр Иванович был заведующим и хранителем созданной в 1919 году Ярославской художественной галереи, – рассказала куратор выставки, главный хранитель ЯХМ Татьяна Лебедева. – Именно Малыгин обустраивал наш музей, находившийся в здании сильно пострадавшей во время мятежа духовной консистории. Он вдвоем со сторожем и крышу латал, и стекла в окна вставлял, и дрова доставал для отопления, при этом формировал первую музейную коллекцию, устраивал экспозиции, проводил экскурсии. А еще писал письма и ездил в Москву, настойчиво добивался, чтобы Ярославлю выделяли картины из Государственного музейного фонда, обследовал разрушенные храмы и национализированные дворянские усадьбы для выявления культурных ценностей. Собранная в те годы коллекция – до сих пор гордость Ярославского художественного музея.

– Мы даже хотели сначала назвать выставку «С кистью и наганом», – заметил заместитель директора ЯХМ Алексей Федорчук. – Времена были неспокойные, и первому заведующему приходилось не только коллекцию собирать и кровлю чинить, но и обороняться от налетчиков, защищая музейные ценности.

И при этом Малыгин продолжал рисовать, причем работы тех лет очень интересны как с художественной, так и с исторической точки зрения. Например, события Ярославского мятежа нашли отражение как в фотографически точных рисунках разрушенных зданий и храмов, так и в самых настоящих лубках, выполненных в добрых народных традициях, – только героями лубочных сражений и сцен стали не Бова Королевич и не волк с лисой, а красноармейцы и белогвардейцы. Разглядывая лубок «Славное побоище Красной Армии с Борисом Савинковым в Ярославле в июле 1918 года», не так просто понять, кому все-таки сочувствовал автор: скорее мы видим классическую позицию «над схваткой» – что называется, ни нашим, ни вашим. Словом, даже в жанре лубка можно попытаться сохранить историческую объективность, как это сделал сто лет назад Александр Малыгин.

Конечно, творчество художника менялось под влиянием времени, и эти перемены хорошо отражены в экспозиции. До 1917 года член Ярославского художественного общества подобно Борису Кустодиеву писал русскую, ярославскую провинцию – село Владычное в Пошехонском уезде во время красочной ярмарки, храмы, природу и людей Романово-Борисоглебска.

Отдельного описания заслуживает книжная графика Малыгина, в основном периода его активного сотрудничества с издателем Константином Федоровичем Некрасовым, племянником поэта Некрасова. Известно семь книг, изданных в 1915 – 1916 годах, которые Александр Малыгин оформил в лучших традициях объединения «Мир искусства», и оригиналы замечательных иллюстраций можно увидеть на выставке. Особенно впечатляют рисунки к «Кощею Бессмертному» и «Синей птице».

Александр Малыгин умер во время войны, в 1942 году, в возрасте 52 лет. На его автопортрете ярославской послереволюционной поры мы видим молодого, но очень зрелого, много пережившего и повидавшего человека, прошедшего фронт и революцию, ломку государственного строя, голод, террор и еще много всего, чем памятен нам двадцатый век в его первой половине. И первая персональная выставка первого хранителя ЯХМ, открывшаяся 18 октября, – достойный и красивый жест благодарности потомков.

Фото Анны Соловьевой

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp