757

И никаких глубинок!

Уточнен детальный план развития одного из отстающих районов

Самый обширный район Ярославской области – Пошехонский, 4400 квадратных километров. Европа обзавидовалась бы, узнай она о таких ресурсах. Пошехонье – исторический центр льноводства, есть неплохая инфраструктура. В лесах не только всем известные березняки да осинники, но и благородные хвойные. Выход к Рыбинскому морю, да и вообще много чего есть, но…

По эффективности среди районов области Пошехон­ский занимает отнюдь не почетное 15-е место. Здесь в отличие от других территорий смертность до сих пор превышает рождаемость. Безработица в районе 3,7%, хотя по области – 1,8%. Районное ЖКХ в удручающем состоянии. Кредит, взятый в 2009 году на реконструкцию котельной, непонятно как возвращать. Коммуникации ОАО «Пошехонская теплосеть» требуют срочного ремонта, явно ощущается запах банкротства. Водопровод отметил полувековой юбилей, а средств на замену ржавых труб нет. Около 20 млн. руб. нужно на строительство очистных, около 18 млн. рублей – на станцию очистки воды, 6 млн. руб. – на станцию второго подъема воды, о таких деньгах районный бюджет и не мечтает.

На летней встрече с пошехонцами губернатор Сергей Вахруков, выслушав их жалобы и просьбы, обещал провести специальное выездное заседание областного правительства и сообща найти пути решения многочисленных проблем. Три месяца всеми департаментами проводился всесторонний детальный анализ ситуации. И 2 ноября заседание состоялось.

Глава района Николай Белов доложил о состоянии дел. В доходах района своих денег всего 10%, но причина – в плохом сборе земельного налога. Сергей Вахруков потребовал в течение месяца предоставить информацию о земельных участках в районе, их регистрации в када­стровой палате и платежах в налоговую инспекцию. А заместители губернатора Андрей Епанешников, Виктор Костин и Михаил Боровицкий по полочкам разложили перспективы развития района и причины его отставания.

На заседание пригласили глав других районов, руководителей местных предприятий, представителей общественности, все желающие задавали вопросы с мест. Без ответа не остался ни один. Губернатор тут же давал соответствующие поручения заместителям. Когда представитель одного из сельхозпредприятий пожаловался на разрушительные, по мнению селян, действия собственника, Сергей Вахруков сразу назначил встречу с конфликтующими сторонами. По косвенным замечаниям губернатора было нетрудно догадаться, что собственник может сильно пожалеть о дне, когда решил выводить средства из хозяйства.

– Мы будем содействовать району и сконцентрируемся на самых насущных проблемах, – подчеркнул глава региона. – План первоочередных мероприятий должен быть подготовлен в течение недели. Я лично буду контролировать его реализацию по всем направлениям.

Область намерена помогать в строительстве детского сада, сооружении четырех спортивных площадок, реструктуризации кредита по котельной, поиске инвесторов, газификации, переговорах с банками о финансировании строитель­ства молочных комплексов. По каждому проекту назван четкий срок исполнения. Например, на выработку схемы по поддержке многодетных семей, желающих строить свой дом, выделено 1,5 месяца. От района же требуются инициатива, желание работать и развиваться. Пока пошехонцы, повторяя слова предков, могут говорить: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», – но уже через 9 месяцев порядка станет больше: именно тогда будут подведены итоги выполнения решений выездного заседания правительства. И вместо депрессивной глубинки у нас появится стабильно развивающийся, полноправный с другими район.

Прямая речь

Андрей ЕПАНЕШНИКОВ, заместитель губернатора: «Участие в областных программах – первое условие развития Пошехонья»

– Я не соглашусь с тем, что главная забота ЖКХ района – кредит по котельной или износ инфраструктурных сетей. Да, средний износ – 62 процента, но проблема в отсутствии системных мер по решению наболевших вопросов. За 11 месяцев при объеме услуг ЖКХ 45 миллионов рублей доходы – лишь 39,2 миллиона рублей, то есть сработали в убыток. А уровень собираемости платежей – 82 процента. Что же сделано? В суды направлено около 100 исков на 652 тысячи рублей. Незначительная цифра и неэффективная мера! Каждый иск нужно сопровождать выяснением причин, почему человек не платит, и сообща искать возможности оплаты. Но как об этом говорить, если люди даже субсидиями не пользуются? Правительство области использует социальные подходы, готово выдавать субсидии всем, чьи расходы на оплату коммунальных услуг более 14 процентов от совокупного дохода семьи. Таких семей в районе 480, а субсидиями пользуются меньше 20! Это похоже на полное отсутствие разъяснительной работы с людьми. Программы района не синхронизированы с областными, не ориентированы на комплексное развитие.

Газификацию на селе здесь начали раньше всех, а сегодня ее уровень – 14 процентов, намного ниже среднеобластного. По состоянию твердого дорожного покрытия район на 17-м месте в области. При этом почти 20 процентов муниципальных дорог не зарегистрировано, и средства на них выделять нельзя!

Но потенциал развития у района есть, и мы готовы помочь. В 2011 году создан Региональный фонд проведения капитального ремонта жилья. Создание дорожного фонда области увеличило объем средств, направляемых на ремонт дорог, почти в 3 раза. Пошехонскому МР в следующем году только по линии субсидирования выделим 36 миллионов рублей, сумма увеличена почти в 10 раз – больше чем любому из районов. Если реализовать все программы, то можно строить до 10 тысяч квадратных метров жилья в год. Вот только в программы нужно войти.

Это я и предлагаю записать в перечень мероприятий по развитию Пошехонского МР первым пунктом его деятельное участие в программах «Чистая вода», по модернизации АПК и по энергоэффективности. В других районах мы видим: эффект от такого участия есть, и немалый. Будет он и в Пошехонье.

Михаил БОРОВИЦКИЙ, заместитель губернатора: «Район может производить мясо и лен»

– Сельское хозяйство района, мягко говоря, в не очень хорошем состоянии. Но с точки зрения потенциала развития ситуация не безнадежна. Да, внутренние резервы имеют лишь два предприятия, но с помощью господдержки и усиления организаторской работы мы расширим список перспективных. Например, «Новая Кештома», где земля в руках одного инвестора, войдет в него почти наверняка. Департамент провел работу с московскими инвесторами по 7 хозяйствам. Мы также хотим предложить району пойти по пути создания кооперативов, и не только сбытового, но и производственного профиля. Я думаю, что для Пошехонского района перспективно развитие мясного скотоводства, где требуется на порядок меньше людей и существенно меньше инвестиционных вложений.

Отдельная тема – льноводство. Пошехонский район исторически был лидером и по выращиванию, и по переработке льна. Лучший льнозавод на сегодня здесь. Есть чесальное производство, можно выйти на качественно иные рынки. Но работа завода нас не устраивает! Скажу честно: новая, оплаченная бюджетом, перерабатывающая линия попала в Даниловский, а не в Пошехонский район только благодаря инициативности даниловцев. Неактивность работы администрации стала причиной торможения и еще одного проекта – поставки мяса в Ярославль из личных подсобных хозяйств района. В Пошехонье лучшая в области кооперация, один из самых толковых руководителей. Мы готовы субсидировать покупку оборудования по лизингу, а район должен организовать приличную базу. Можно выстроить цепочку, дорогу до ярославского рынка, но роли администрации не видно. Конечно, в Пошехонском районе условия хуже, чем в Ярославском или Рыбинском. Но мы знаем, как помочь Пошехонскому району, что посоветовать. И я не вижу уважительных причин для того, чтобы из 10 посещений Ярославля главами сельских районов 9 не начинались с департамента АПК.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ng33/
ЯрославльремонтЖКХсельское хозяйствоАПКстроительствоБюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость