Удойная сила
В Гаврилов-Ямском районе живет один из лучших дояров России
– У нашего тракториста «корочки» есть. Хотел ко мне присоединиться, но посмотрел, как я работаю, и рукой махнул, – рассказывает Сергей Байков. У него редкая профессия. По крайней мере, нестандартная для современного мужчины. Сергей – дояр в одном из хозяйств Гаврилов-Ямского района. На XXIII Всероссийском конкурсе операторов машинного доения он стал третьим среди представителей сильного пола.
Знакомьтесь, Улитка
Дорога в ООО «СХП «Курдумовское» увлекательная. Справа рулоны сена. Слева те же рулоны, только в белой пленке. Выглядят аппетитно, как будто по полю разбросали солидные куски рафинада. Напротив гаража – дефиле сельхозмашин. Рядом с комбайнами, едва сошедшими с конвейера, – ржавые советские монстры.
– Леонид Валентинович! Транспортер опять полетел! – изо всех сил кричит механику главный ветврач Оксана Таманова. Следить за исправностью техники не входит в ее компетенцию. Но в агробизнесе чужих забот не бывает.
Оксане 23 года. У нее искрящиеся глаза и фигура как у модели. «Есть женщины в русских селеньях…» Вслед за молодым специалистом мы идем по щиколотку в грязи на ферму, где работает наш герой.
– Сергей, как локомотив, всех за собой тянет, – искренне хвалит коллегу Оксана. – У него коровы по 4,8 тонны молока в год дают. Это превышает средний показатель по Ярославской области на 0,8 тонны!
С самого утра один из лучших дояров России чистит от навоза пол, стены. И вместо того, чтобы набираться сил перед вечерней дойкой, показывает нам своих подопечных.
– Знакомьтесь, Улитка, – Байков подходит к благочестивой на вид буренке, которая довольно облизывается от повышенного внимания к себе. – Остальные на выпас ушли, а она ни в какую не хочет. Уперлась, и все тут.
Каждую из 66 парнокопытных питомиц Сергей знает по кличке и в «лицо». А его краткий рассказ о рабочем графике дояра не только внушает уважение, но и заставляет с новой силой полюбить свою непыльную, почти офисную работу.
– В 4.00 утренняя дойка начинается. Опаздывать нельзя, ведь у коров уже выработался условный рефлекс. До 17.00, то есть до вечерней дойки, можно и отдохнуть. Но нет-нет да и вызовут срочно, тех же первотелок раздоить, – делится нюансами зоотехнических реалий Байков.
И демонстрирует доильный аппарат с бачком. Пытаюсь поднять его и ловлю себя на мысли, что неплохо бы предварительно подкачать бицепсы в тренажерном зале. Один такой агрегат весит 19 килограммов!
– Ну, теперь понимаете? – добродушно улыбается Сергей. – Не женское это дело – коров доить.
Доить так доить
Байков родился в 1965 году в деревне Першино Некрасовского района. Из школы приносил в основном пятерки и сам мечтал учить малышей. Но, как и подобает джентльмену, стремился быть опорой для мамы. Клавдия Анатольевна работала дояркой в колхозе имени Кирова. Корм раздавала вручную, а попробуй-ка 300-килограммовый рулон сена вилами раскатать! Навоз вывозила на тачке. В итоге еще до пенсии ее парализовало.
– Лет шесть мне было, а я уже около мамы в коровнике крутился: «Мам, дай хоть один стаканчик надену!» Надел, да мимо соска, – смеется отличник сельхозпроизводства. – С тех пор каждый вечер на ферме пропадал. Там меня и доильным аппаратом научили пользоваться, и вымя подмывать.
В 16 лет Сергей начал работать самостоятельно. И убедился в том, что найти общие черты в профессиях оператора машинного доения и укротителя несложно.
– Первотелка меня чуть не забодала, – вспоминает мужчина. – Прямо на пастбище отелилась. К скотному двору с трудом пригнали, и она все бегала вдоль забора. Пастух на лошади гонит ее, доярки «живой стеной» встали, а я наперерез побежал. Так корова со всей дури меня лбом в плечо ударила, еще немного – и рогом саданула бы.
Там же, в колхозе, потомственный дояр нашел вторую половинку. Молодожены отправились искать счастья в учебно-производственное хозяйство Великосельского аграрного техникума. Ферму, куда «сослали» Байковых, модернизация обошла стороной. Молокопровода там не было. Оттого доение походило на разновидность силового спорта: из бачков «белое золото» переливали в ведра, а уже с ними бегали в помещение, где стоит холодильник.
Дальше – больше. В хозблоке случился пожар, сгорела крыша. Включил дойку во время дождя – и удар током гарантирован. Несмотря на отягчающие обстоятельства, по молочной продуктивности своих подопечных семейный тандем давал всем фору.
– Рита близнецов носила, живот большой был. Так она с таким животом 11 первотелок раздоила! – восхищается женой Сергей. – А когда Илье и Руслану пять месяцев исполнилось, оставила их на старших и снова на работу вышла.
Со временем стадо начало сокращаться, как шагреневая кожа. Одни работники потянулись за рюмкой, другие – на вольные хлеба.
– Платить стали совсем копейки. «Ничего, – сказало нам начальство, – сегодня шоколадку съедите, а завтра кусочек хлебушка», – с горечью подмечает примету времени Байков. – Санаторий-профилакторий «Сосновый бор» рядом, база отдыха «Искра», в ту сторону и кинулись все.
– А вы-то почему не ушли?
– Мне без коров никак нельзя. Устаю я с ними, конечно. Но душой всегда отдыхаю.
В «Курдумовское» Сергей устроился в 2009 году. И с облегчением вздохнул: не пересохли еще молочные реки.
Стоп-кадр!
– Да у нас на фермах туалеты, душевые. Все как у Путина на даче! – без лишней скромности заявляет директор «Курдумовского» Николай Минакин.
Николай Иванович – настоящий полковник. В войсках ПВО отслужил больше 30 лет. А в 2009 году пришел в сельское хозяйство. С твердыми намерениями. Сельхозпредприятие в деревне Курдумово – тогда оно называлось ЗАО «СХП «Рассвет» – клонилось к закату. Минакин взял в кредит 50 млн. рублей и приступил к реанимационным мерам. Сейчас «Курдумовское» – это три фермы, на каждой по сто с лишним голов дойного стада. Молоко исправно поставляют в ОАО «Ярмолпрод».
– Но по-прежнему все решают кадры. А как профессионалов привлекать? – рассуждает аграрий с военной выправкой. – Вот Байковым дом строим: 70 процентов затрат покрыли за счет федерального и областного бюджетов. Новоселье отпразднуют уже в этом году.
Когда на XXIII Всероссийском конкурсе операторов машинного доения в учебно-опытном хозяйстве «Июльское» Воткинского района Удмуртии Сергею вручали премию за 3-е место, на полном серьезе предложили: «Оставайтесь у нас». Ярославец поблагодарил, но твердо сказал: «Нет». О своем выборе он нисколько не жалеет. И очень надеется, что любимая профессия снова станет, как теперь модно говорить, конкурентоспособной.
Кстати
На ярославских сельхозпредприятиях работают пять дояров, сообщили «ЯР» в областном департаменте АПК и потребительского рынка. В самых благополучных хозяйствах операторы машинного доения получают от 10 тысяч рублей.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ne6q/
Комментарии: