-
Экзамен в домашнем режиме. Государственная аттестация студентов проходит в новой форме

Экзамен в домашнем режиме. Государственная аттестация студентов проходит в новой форме

Студенты Ярославского медуниверситета находятся сейчас в 27 регионах страны и прямо из дома сдают выпускной экзамен. Никогда еще итоговые испытания для получения диплома врача не проходили в дистанционном формате. В других вузах похожая картина. Эксперты уверены: высшее образование кардинально меняется, после пандемии оно уже не будет прежним.

Билет и... видеокамера

Помните, как описывается будущее в фантастических романах? Студент отвечает билет профессору, которого видит на экране и общается с ним по видеоконференцсвязи, при этом один находится от другого за множество километров, а то и световых лет. Так вот: это будущее настало! В ярославских вузах проходят дистанционные итоговые аттестации. Например, на прошлой неделе выпускной экзамен в ЯГМУ держали без пяти минут врачи.

– Государственную итоговую аттестацию в Ярославском медицинском университете проходят 460 обучающихся выпускных курсов, 439 из них учились по специальностям высшего образования: лечебное дело, педиатрия, фармация, стоматология и медицинская биохимия. 21 человек – по программам среднего профессио­нального образования. Государственная аттестация молодых медиков состоит из двух этапов. Первый – это тестирование, а второй – решение ситуационных задач на базе междисциплинарного аккредитационно-симуляционного центра. В этом году достижения выпускников впервые оценивают дистанционно в онлайн-режиме. Правда, первичную аккредитацию так не проведешь, поэтому ее перенесли на следующий год, – сообщил ректор ЯГМУ профессор Алексей Павлов.

В огромной аудитории – ряд стеклянных кабинок, в каждой – экзаменатор. На связь с ним выходят выпускники. Собеседование мультидисциплинарное, то есть в нем обязательно присутствуют вопросы из области терапии, хирургии, акушерства и гинекологии. В составе экзаменационной комиссии – практикующие доктора, руководители лечебных учреждений. Задания строятся по принципу «кейсов», то есть связанны с различными заболеваниями, реальными жизненными ситуациями, и будущий эскулап должен рассказать, как вылечить больного. Это второй этап государственной итоговой аттестации. На первом ребятам нужно было написать тест. Из 4 000 вопросов, охватывающих самые разные направления врачебной деятельности, путем случайной выборки компьютер выдавал каждому из них 100. Ответить нужно было буквально в космическом темпе – из расчета по минуте на задание.  

 – Это новый формат экзамена – современный и эффективный, – считает член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук заведующий кафедрой клинической фармакологии ЯГМУ Александр Хохлов. – Уровень заданий соответствует образовательным стандартам и требованиям, которые ставит перед медиками жизнь. Именно такие задачи им придется решать, когда они начнут работать в поликлиниках и стационарах.

У пожилого человека скачет давление, у младенца появилась сыпь на животе, у пассажирки поезда неожиданно начались роды. Врач должен уметь оказать медицинскую помощь в любой – даже экстремальной – ситуации. Выпускники показывают хорошие знания и радуют своих наставников.

 – Студентам и экзаменаторам дистанционная форма итоговой аттестации пока непривычна, но первые результаты практически не отличаются от результатов очных экзаменов прошлого года. Я  переживаю за каждого своего ученика и поддерживаю ребят, естественно, тоже дистанционно, –  говорит декан лечебного факультета ЯГМУ Ярослав Политов.

Иа аудитории – в COVID госпитали

В этом году ярославский медицинский вуз в связи с эпидемиологической ситуацией 18 марта полностью перешел на дистанционное образование. Было не просто, но на вызовы времени в ЯГМУ нашли ответы. Старшекурсники разъехались по домам и начали контактировать с альма-матер через электронную образовательную среду. Многие из них совмещали учебу в удаленном режиме с работой в поликлиниках и больницах, причем немалая часть вызвалась оказывать медицинскую помощь в COVID-госпиталях. 55 студентов и 18 ординаторов работают в отделениях, где проходят лечение пациенты с выявленной коронавирусной инфекцией. Все они перед этим прошли 36-часовые курсы по диагностике, лечению и профилактике COVID-19. А студенты еще и сдали экзамен на допуск к работе в качестве среднего медицинского персонала. Поэтому и учеба, и сдача экзаменов на дистанте шла в достаточно гибком графике: кто-то выходил в эфир утром, кто-то вечером. На фронт войны с вирусом ребята отправились, как их деды и прадеды в 1941 году, буквально из вузовской аудитории.

Около 600 студентов и ординаторов ЯГМУ трудятся в медицинских фармацевтических организациях. Это те, кто утоляет кадровый голод отрасли еще во время получения образования. Важно, что ко времени получения диплома выпускники уже будут знать о своей профессии не только из лекций профессоров, но и из собственной практики, увидят реальную ситуацию, смогут оценить свои силы и намотают на ус опыт старших товарищей, с которыми работают бок о бок.

– В этом году 148 выпускников нашего университета проходили обучение в рамках квоты целевого приема, в том числе 53 человека – от департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Согласно договорам о целевом обучении после окончания вуза молодые специалисты должны устроиться в государственные медорганизации региона на должности врачей первичного звена или продолжить обучение в целевой ординатуре для получения более узкой специализации, – сообщил ректор ЯГМУ.

 Доля целевиков год от года растет. К примеру, в этом году из 182 бюджетных мест в аспирантуре 172 предназначены для целевиков. Желающие специализироваться в избранном направлении – к примеру, стать кардиологом, урологом, фтизиатром – должны перед поступлением заключить договор с какой-либо больницей и зарезервировать за собой рабочее место. Фактически возвращается система распределения.

Вуз по-новому

А  вот учеба в вузах после завершения пандемии, по мнению многих экспертов, уже не будет такой, как раньше. Его разделяет и ректор Ярославского медицинского университета.

– В прежний график работы мы полностью, наверное, не вернемся, – отмечает Алексей Владимирович. – Для преподавания теоретических дисциплин будет активнее использоваться положительно себя зарекомендовавший и позволяющий более гибко организовать процесс обучения дистанционный формат. В то же время усиливается роль практических навыков, которые студент должен приобрести во время учебы. Ведь общаться с пациентом ему придется непосредственно, а не на платформе видеоконференций.

Уверен, что высшее образование ждет модернизация, и доцент кафедры инфокоммуникаций и радиофизики научный руководитель Центра искусственного интеллекта и цифровой экономики ЯрГУ Владимир Хрящев. Владимир Вячеславович полагает, что формат лекций под запись – уже вчерашний день. Зачем сидеть в аудитории и строчить конспекты, если можно прослушать выступление профессора из любой точки земного шара (а в видео­записи – и в любое удобное время). Так что теория, скорее всего, уйдет в дистант, зато под решение практических задач подведут новую базу в виде своеобразных городских кванториумов для системы высшего образования, оснащенных современными компьютерными классами, наборами для робототехники на базе Arduino, 3D-принтерами и другим современным оборудованием. Оно должно использоваться различными вузами региона и периодически обновляться, чтобы оставаться актуальным.

Каким же станет система высшего образования после всех этих масштабных перемен?

– Сильная профессура – конкурентные, публичные, умеющие работать с личным брендом ученые – создают авторские курсы, как для очного, так и для дистанционного обучения. Профессора не будут жестко привязаны к тому или иному учебному заведению. Скорее, они будут выступать в роли приглашенных звезд. Самым уязвимым окажется среднее звено: рядовые преподаватели вряд ли смогут конкурировать с тьюторами, доносящими (в упрощенном виде) профессорскую концепцию до широких студенческих масс. Их задача – помогать, руководить проектами, проводить офлайн-мероприятия в различных коворкингах, точках кипения и кванториумах, – высказывает свою позицию Владимир Хрящев.

 Определяющим, по его мнению, станет интерес студентов к дисциплине, к личности преподавателя, к обучению в вузе в целом.

образованиевузы

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber