Главное:
Как общественная инициатива страну спасла: в Ярославле прошел круглый стол в преддверии Дня народного единства

Как общественная инициатива страну спасла: в Ярославле прошел круглый стол в преддверии Дня народного единства

Известная шутка о том, что наше прошлое непредсказуемо, имеет и рациональное зерно. Каждый год накануне Дня народного единства, 4 ноября, в обществе так или иначе возникают дискуссии, обсуждения – а что же все-таки произошло в России в начале ХVII века? Кто кого смутил, объединил и спас? В чем, собственно, великий смысл этого праздника, о котором нам обязательно нужно помнить?

Ответы на эти вопросы в очередной раз прозвучали 23 октября в ходе круглого стола с участием ярославских историков, состоявшегося под эгидой Ярославского регионального отделения Русского географического общества. Предлагаем вниманию наших читателей наиболее интересные моменты дискуссии, организованной накануне Дня народного единства Ярославским региональным отделением Русского географического общества.

Участники дискуссии:

  • Михаил Ильин, председатель Ярославского регионального отделения Русского географического общества, доктор медицинских наук.
  • Виктория Марасанова, доктор исторических наук, профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
  • Андрей Данилов, кандидат исторических наук, доцент ЯрГУ им. П.Г. Демидова. 
  • Александр Лебедев, кандидат исторических наук, директор ГАУ ЯО «Информационное агентство «Верхняя Волга».

 

Михаил Ильин

– Тема, которую мы обсуждаем сегодня, – Смутное время. Рубеж ХVI – ХVII веков в России – преддверие тех событий, которые сделали нашу страну Российской Империей. И непосредственными их участниками стали ярославцы и сам город Ярославль. Именно об этом хотелось бы поговорить в первую очередь.

Виктория Марасанова

– День народного единства – один из тех редких праздников, у которых есть историческое содержание. В отличие от 9 Мая события тех лет и их участники уже не поддерживаются в семейной памяти, и особая роль историков – объяснять значение, смысл этого праздника. С учетом смены смыслов, происходивших в XX веке, историки должны говорить о том, что преодоление Смуты – это не замещающий 7 ноября праздник, а отдельное и очень важное событие для нашей страны, для ее развития и становления. Тогда действительно была реальная угроза потери государственности, утраты столицы, а главное – религии. То есть тех основ, на которых стояла, строилась жизнь русского народа. Важно и то, что в связи с этим праздником – Днем народного единства – мы вспоминаем не первых лиц государства того времени, что привычно для исторической науки, а простых граждан – того же гражданина Минина, крестьянина Ивана Сусанина, воеводу Пожарского и тот русский народ, который смог объединиться без царя и верховной власти для спасения Родины.

Андрей Данилов

– Действительно – князь Пожарский, хотя и был из Рюриковичей, но считался далеко не самым родовитым аристократом. И он участвовал как воевода также в первом народном ополчении. Их, как известно, было несколько. Не нужно забывать и о вологодском ополчении. В целом по-настоящему удивительно, что в стране, затерроризированной опричниной Ивана Грозного, ослабленной династическим кризисом, природными катаклизмами, эпидемиями в конечном итоге нашлась сила, идея, объединившая народ и послужившая началом укрепления новой русской государственности.

Виктория Марасанова

– Несмотря на то, что мы уже полтора десятка лет отмечаем День народного единства, остается большое поле для исторических объяснений. В Ярославле, городе, где Минин и Пожарский собирали народное ополчение, это делать легче – и по линии РГО, и в плане туристической, медийной составляющей. Источников достаточно, но важно информацию правильно адаптировать и презентовать.

Михаил Ильин

– Мы сейчас живем в гораздо более гуманное время, нежели наши соотечественники XVII века. Это необходимо учитывать, когда мы говорим о Смуте. На мой взгляд, тогда была ситуация, когда речь шла о выживании народа.

Александр Лебедев

– Изучая в архиве документы о ярославских дворянах ХVII века, я обратил внимание, насколько была разорена тогда территория современной Ярославской области. Многие населенные пункты, сельхозугодья – была такая формулировка – «перелогом и лесом заросли». То есть фактически прекратили свое существование. Это подтверждает, насколько драматические события разворачивались на Руси в период Смуты.

С моей точки зрения, начало ХVII века сопоставимо с событиями Гражданской войны в России XX века. Умноженными на то, что и народу в то время было меньше, и жили люди гораздо труднее. И служивый человек ХVII века, ходивший защищать Родину, был, как правило, небогат, если не сказать – беден. Тяжелая Гражданская война прошлась по большинству территорий европейской части страны. Вспомним, например, местное предание города Галича современной Костромской области о том, что он был разорен в Смутное время гораздо больше, чем во времена монголо-татарского нашествия, несмотря на то что тогда там было кому защищаться – в Галичском уезде жило много служилых людей. Но это не помогло – нашествие поляков и литовцев имело ужасные последствия для Галичского уезда. И если говорить о консолидации общества, которая в конце концов тогда произошла, то с позиций сегодняшних она действительно имела колоссальное значение. В Ярославле без царского указа собрался Земский собор – Совет всея земли, который пытался решать государственные дела. В Ярославле начали чеканить монету, на которой было написано имя последнего царя династии Рюриковичей – сына Ивана Грозного Федора Иоанновича. Последнего царя, легитимность власти которого никем не оспаривалась. Это стало символом приверженности ополчения закону и традициям русской государственности.

Андрей Данилов

– И загадочная смерть царевича Дмитрия – толчок к началу событий многолетней Смуты. А когда она закончилась? Кто-то считает, что с освобождением Москвы в 1612 году. Но если брать хотя бы Ярославщину, какой разоренной она была в 1615 году, например, Даниловская слобода и весь север нашего региона… В 1617 году польские отряды разоряют Угличский уезд. Смута продолжается – вплоть до перемирия 1618 года. А некоторые протягивают этот период до 1633 года, когда польский король Владислав отказался окончательно от претензий на русский престол. Именно с этого момента начался стремительный рост русского государства и падение польского.

Михаил Ильин

– Отголоски тех событий наблюдаются и до сих пор. Москва, объединяя вокруг себя удельные княжества, стала доминирующей силой и впоследствии – ядром русского государства. Но наши геополитические партнеры, как сейчас принято говорить, в ситуации той неопределенности вполне могли бы взять эту объединяющую роль на себя. Но тем не менее этого не произошло, и столица нашей Родины находится именно в Москве, а не в Варшаве, Вильно или других городах, как вполне могло бы произойти 400 лет назад. Поэтому хотелось бы поговорить об историческом процессе с точки зрения исторических закономерностей. Например, было ли предопределено то, что Смутное время закончится именно так, как оно закончилось?

Виктория Марасанова

– Историки обычно говорят, что в истории не бывает сослагательных наклонений. Хотелось бы все-таки напомнить о масштабах трагедии. За время Смуты в центре страны погибло две трети населения, в южных районах – треть.  В этом смысле Ярославлю даже повезло – в Смутное время численность жителей города не уменьшилась в отличие, скажем, от Ростова. Как писали в источниках, «люди на Ростовском посаде оскудели и охудали, а иные скитаются Христовым именем». Вот он, образ начала VII века после почти полного истребления и гибели жителей Ростова. И объединение жителей разных городов, разных регионов, как теперь мы это называем, в Ярославле для похода на захваченную Москву сыграло определяющую роль для того, чтобы повернуть ход событий от трагедии к победе и возрождению. Ни в коем случае не нужно забывать и о роли Церкви как символа и хранительницы православия для русского народа. До сих пор мы окружены символами, приметами  того времени, напоминаниями о религиозной составляющей Дня народного единства. Например, с нами сейчас не только Толгская и Казанская иконы Богоматери, но и икона Нерукотворного Спаса, обретенная в Ярославле в дни сбора ополчения и вновь обретенная уже в наши дни. В народной памяти остались сказания о крестных ходах, об избавления от морового поветрия. Ведь ополчение могло погибнуть не в боях, а от заболеваний, от скученности народа. Это тоже был реальный риск.

Михаил Ильин

– Как врач, хочу немного остановиться на антропологических и эпидемиологических свидетельствах о тех временах. Средняя продолжительность жизни ярославцев  в начале ХVII века составляла около 35 лет для мужчин и 31 года  – для женщин. Не говоря уже о том, что высокая детская смертность, особенно в младенчестве, считалась делом само собой разумеющимся. Девочек отдавали замуж в 12 лет, они рожали, сколько могли, и умирали от тяжелых условий жизни и практически полного отсутствия медицинской помощи. Среди населения свирепствовали такие болезни, как цинга, – даже в отсутствие эпидемий чумы, холеры, брюшного тифа, которые вспыхивали время от времени и буквально опустошали города и села.  Организация ополчения в Ярославле, приток сюда людей со всех земель повлияли в том числе и на численность народонаселения. И успех второго ополчения был связан, несомненно, в том числе и с тем, что Минину и Пожарскому удалось организовать людей не только физически, собрав вместе, но и экономически – введя налог на эти цели, «тряхнув» купечество, начав печатать собственные деньги.

Андрей Данилов

– Но, говоря о подвиге Минина и Пожарского, об успехе второго ополчения, мы не должны забывать и о решительности, мужестве русских людей, еще раньше восставших против захватчиков. Например, о вологодском воеводе Никите Вышеславцеве, который за четыре года до обсуждаемых событий собрал отряд и двинулся в освободительный поход, освободив от польских бандитов Даниловскую (дворцовую) слободу, Романов-Борисоглебск – нынешний Тутаев, дойдя до Ярославля и участвовав в его освобождении… И таких отрядов в то время на Руси было немало! То есть даже в условиях Смуты, разорения земель, децентрализации власти русские люди объединялись и выгоняли захватчиков, защищали и освобождали свои земли, города и села – за счет своей общественной инициативы. Общественная инициатива спасла нашу страну!

Михаил Ильин

– История Никиты Вышеславцева неразрывно связана с началом ярославского сопротивления, которое началось еще в 1608 году.

Виктория Марасанова

– И если в 1609 году  Ярославль был типичным региональным городом, то в 1612 году он стал самой настоящей временной столицей русского государства. Важно, что среди местного населения были тогда и герои, и антигерои Смутного времени. Пребывание здесь в ссылке царской жены – царицы Марины Мнишек тоже о многом говорит. Хочу рассказать один факт, очень поучительный, на мой взгляд. В прошлом году довелось побывать на научной конференции в польском городе Сандомире, откуда, как известно, пришел к нам местный воевода Юрий Мнишек со своей дочерью Мариной. И меня очень интересовал вопрос – как современные сандомирцы хранят память о Мнишеках? Ответ оказался однозначным: никак! Польские коллеги пояснили положение вещей таким образом, что среди их соотечественников было немало героев, достойных людей. А самозванцев они не увековечивают и память о них не чтут. И это очень хорошая мысль, когда подобных персонажей забывают, а имена народных героев, таких как Минин и Пожарский, как Иван Сусанин, их по-настоящему помнят и почитают.

Андрей Данилов

– Каждая эпоха расставляет свои акценты. Но Смутное время всегда осознавалось как один из рубежных, ключевых периодов в истории нашей страны, когда при иной траектории развития событий ставилось под угрозу – ни много ни мало – вообще существование русской цивилизации. Поэтому праздник 4 ноября, День народного единства, совершенно справедливо объявлен общегосударственным праздником.

Михаил Ильин

– Уверен, что тема Смутного времени в России и участия Ярославля и ярославцев в тех событиях многогранна, практически безгранична. Благодарю ГАУ «Верхняя Волга» за возможность публикации материалов нашего диалога, надеюсь на продолжение разговора в формате круглого стола уже вместе с костромскими коллегами-историками под эгидой нашего Русского географического общества!

Фото из архива «Ярославского региона»

День народного единства

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber