Валюта истории: новый курс

Валюта истории: новый курс

Подарка от инженерно-коммерческого центра «Раритет» – новейшего музейного оборудования для хранения и демонстрации произведений графики – угличские музейщики удостоились за представленный на Всероссийском форуме музеев проект «Именем Екатерины Великой». Музей впервые включился в фестивальный конкурс в номинации «Наука в музее», и сразу – такая громкая победа! Двенадцать акварелей из петербургского дома Михаила Кутузова, из его полуутраченного и основательно забытого архива, открывали внимательному зрителю широкие горизонты истории русского искусства, екатерининской дипломатии и потёмкинской разведки.

В 1792 году Кутузов стал ключевой фигурой в игре императрицы на обширных полях русско-турецкой политики. К миссии чрезвычайного посла в Стамбул его готовила сама Екатерина, они вместе просчитывали демонстративные и тайные шаги – «небрежные», временами скандальные и всегда безошибочные. От неё Кутузов получил особое право – по своему усмотрению действовать её именем.

В огромной, чуть не в семьсот человек, свите посла были «спрятаны» специалисты-топографы, готовившие карты Балкан и Османской империи. Прав был тот, кто некогда произнёс: «Карты – валюта истории». Именно кропотливую работу топографов – съёмки местности и измерение пути – прятал за бессчётными остановками неповоротливый караван. Однако художник-видописец Гавриил Сергеев складывал в папки не только карты, но и модные в то время сувениры вояжа – виды городов и античных руин, а ещё – крепостей и берегов с чёткими ориентирами. Сергеев был воспитанником Академии художеств, но в чине поручика значился в списках посольства в ряду военных специалистов. Все их работы готовились для представления императрице. Её стратегические планы не сбылись вполне, но она, как Петр на севере, смогла «ногою твердой стать при море» в Крыму.

Акварели Сергеева – виды Балкан, Турции, Египта – стали для Михаила Кутузова памятью о его дипломатической победе, о ловко разыгранном «стамбульском гамбите», где он был расчётливым и изобретательным ферзём Екатерины.

В Угличский музей акварели попали из имения потомков фельдмаршала, пережив его разорительную «социализацию», пожар в музее и долгое забвение. Теперь они представлены в научных сборниках, в небольшом «Османском альбоме» – его издали как тетрадь дорожных зарисовок, в журнальных и газетных статьях.

Угличский проект привлёк интерес сотрудников музея личных коллекций и Центрального музея Вооруженных сил Москвы. Но ещё прежде столичного вояжа акварели уедут на пару месяцев в Рыбинский музей.

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp