Все краски Углича..
...Старинный город на плавной дуге волжского берега – «задумчивый Углич, надолго сохранивший возможность святости, чудес и светлых сказаний». Некогда Константин Юон писал масленичное гуляние горожан у церковных стен – пестрое сегодня и дремлющее всегда («Карусель в Угличе»), а Николай Рерих оставил этюд крыльца Предтечевской церкви – изысканно-нарядного памятника давней мрачной трагедии. Светлые и темные сказания Углича вдохновляли Нестерова и Сурикова, а вслед за ними и многих, многих... Именно пейзаж стал самым «востребованным» жанром, начиная с серии тщательных и идиллических видов городских «достопамятностей» с фигурками горожан – акварелей, написанных в середине XIX века купеческим сыном Василием Серебренниковым. Эта традиция успешно продолжается и теперь. То, что показано на выставке, – это и правда коллективный портрет Углича, но, кроме того, еще и «угличский взгляд» за пределы привычного пространства. Казалось бы, самая документальная составляющая – работы Александра Петрова, однако и здесь чуть заметно переставлены акценты, заострены детали, – и обыденный «буквализм» уступает место художественному образу. Может, самой притягивающей из них стал вид маленькой Ильинской церкви в селе Золоторучье – на берегу Волги и на самой границе города. Небольшая картина, почти этюд: простая белая церковка среди весенних голых деревьев, синеющие дали, серые легкие облака. Живопись гладкая, без внешних эффектов, и очень настоящая. Многие угличане смотрели бы на простенькую церковь по-особому. Долгие годы ее брошенные, оскверненные надписями и нечистотами руины пугали прохожих, теперь много месяцев идет реставрация. Отсюда у этой тихой, непатетичной картины громкое название – «Возрождение». Легкая, подобная цветной бархатистой пыльце пастель Лилии Старостиной стала открытием для угличских зрителей еще на выставке в июне. Узкие улочки, арки, лестницы городка на юге Франции и привычные среднерусские виды – в них любопытство и любование, действительно открытие новых возможностей для себя и новых впечатлений для зрителя. Здесь же мягкая светящаяся живопись Ю. Лихоманова, сельские виды Ю. Лобачева и дремучие, в духе классического русского лесного пейзажа чащи О. Казанцева. Натюрморты Михаила Кабанова – это старые зеркала, парусники, ракушки и яблоки. То ли ретро, то ли вневременная игра вещей, все эти сопоставления, отражения, стекло... В разделе графики разнообразие техники и тем. Маленькие – открыточные – виды Италии того же Кабанова (их даже со стены убрали в витрину, чтобы не провоцировали себя вынести). Свежие по впечатлению акварели Светланы
Комментарии: