Территория бизнес-помощи. Президент торгово-промышленной палаты рассказала, за счет чего регион вошел в топ-10 национального инвестрейтинга
Пандемия словно прожектор высветила ключевую роль бизнес-объединений в поддержании здорового делового климата в стране и регионе. О том, что помогло ярославцам в непростой экономической ситуации войти в ТОП-10 национального инвестиционного рейтинга, какие проблемы волнуют предпринимателей и почему экспертное мнение приобретает сегодня особое значение, рассказала президент Торгово-промышленной палаты Ярославской области Наталья Рогоцкая.
– Наталья Викторовна, в августе Торгово-промышленная палата Ярославской области отметит свой 28-й день рождения. За эти годы она зарекомендовала себя как опытный лоцман в океане деловой инициативы, надежный друг, информированный советник и успешный адвокат предприятий и предпринимателей. В чем секрет успеха?
– Мы максимально открыты и выстраиваем свою работу таким образом, чтобы быть на связи с бизнесом практически круглосуточно, семь дней в неделю. Считаю, что по-другому бизнес-объединение – неотъемлемая часть деловой среды – существовать не может. А еще важно помнить, что мы объединяем не только юридических лиц и предпринимателей – в первую очередь мы объединяем людей. Значит, им должно быть с нами легко, комфортно, интересно, и они должны на собственном опыте убеждаться, что ЯрТПП помогает им расти, развиваться, обретать новые компетенции, находить деловых партнеров, завоевывать рынки.
– Говорят: друг познается в беде. Наверняка в период пандемии работы у вас прибавилось?
– Да, конечно. Буквально с первого дня введенных из-за пандемии ограничений на нас обрушился шквал обращений. Консультировали столь интенсивно, что месячного телефонного трафика хватало всего на несколько дней. Звонки, звонки, звонки… Бизнес не понимал, как действовать в данный момент и что сулит будущее. Люди находились в таком нервном напряжении, что почти забыли про еду и сон. Это происходило не только в Ярославской области, но и по всей России.
Мы контактировали со своими коллегами из системы торгово-промышленных палат страны и знали, как обстоят дела в других регионах. Во многих из них ввели жесткие карантинные меры, что привело к разрушению производственных цепочек. Обнулялись многолетние кооперационные связи, вылетали с рынка производители, ведь свято место пусто не бывает: освободившуюся нишу сразу же стремятся занять конкуренты.
ЯрТПП в тот непростой период организовала постоянную коммуникацию между органами власти и бизнес-сообществом, что в немалой степени способствовало выработке консолидированной и конструктивной позиции по формированию региональных мер поддержки.
Мы поддержали решение правительства области не идти по пути полной остановки промышленности. Как показали дальнейшие события, это позволило ярославским предприятиям сохранить свой потенциал, портфель заказов, рабочие места, притом что эпидемиологическая ситуация у нас мало чем отличалась от соседних регионов. Всего шесть субъектов Федерации приняли такое решение.
– Статистика свидетельствует: серьезного падения промышленного производства в нашем регионе удалось избежать, а в фарминдустрии и производстве товаров медицинского назначения даже наметился некоторый рост. Но сфера услуг серьезно пострадала.
– Действительно, пандемия стала тяжелым ударом для торговли, общественного питания, бытового сервиса, туризма и многих других сфер предпринимательства. Понимая, насколько им трудно, мы обратились в правительство области с предложением распространить вводимые в регионе меры государственной поддержки на весь малый и средний бизнес – вне зависимости от видов экономической деятельности. Мы боролись за расширение мер поддержки, включение в это правовое поле новых видов деятельности, за запрет ресурсоснабжающим организациям отключать от инженерных сетей компании, которые выбились из графика платежей из-за пандемии, предоставление арендных и налоговых каникул. Не просто артикулировали эти вопросы, но и поднимали их на региональном штабе по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, выводя в практическую плоскость.
ЯрТПП приветствовала решение правительства области предоставить торговым центрам и другим арендодателям льготу по налогу на имущество – при условии их отказа от взимания арендной платы в период сложной эпидемиологической ситуации. Конечно, обе стороны договорных отношений это вряд ли удовлетворит, но вполне может стать базой для компромисса.
Работая в оперативном штабе, мы получали информацию о принимаемых в отношении бизнеса решениях в режиме реального времени, здесь и сейчас – и сразу же доводили ее до заинтересованных лиц.
К середине июля в некоторых отраслях сферы услуг выручка уже достигла докризисного уровня – это радует. И все же отсроченные последствия многомесячного локдауна могут проявляться еще достаточно долго. Поэтому я придерживаюсь принципа: цыплят по осени считают.
– Помогло ли ваше бизнес-объединение реальному объединению бизнеса противостоять общему врагу – кризису?
– Хочу отметить, что в сложных экономических условиях ярославские предприятия проявили взаимовыручку, усилили кооперацию, активно делились друг с другом опытом выживания. Кроме того, в период ограничительных мер, связанных с коронавирусом, ЯрТПП взяла на себя аккумуляцию целевых взносов для помощи здравоохранению Ярославской области. В целом от членов палаты поступило около четырех миллионов рублей, которые были направлены на закупку необходимого оборудования и средств защиты. На эти деньги приобрели медицинские маски, специальные защитные очки, перчатки для медиков, а также были дооборудованы палаты Карабихской ЦРБ.
– На торгово-промышленные палаты была возложена важная задача – удостоверять спровоцированный пандемией форс-мажор. Это помогало цивилизованно решать экономические проблемы?
– Безусловно. Мы проводили консультации и выдавали заключения по внутрироссийским контрактам о наличии обстоятельств непреодолимой силы, связанных с невозможностью выполнить обязательства из-за пандемии коронавируса. Напомню, что ТПП РФ – единственная в стране организация, которая уполномочена выдавать сертификаты форс-мажора по внешнеторговым сделкам. Заявки, связанные с пандемией коронавируса, рассматривались с 18 марта.
– Жизнь постепенно возвращается в привычное русло. Какие темы в данный момент выходят на первый план?
– Пожалуй, самый больной вопрос – введение обязательной маркировки широкого спектра товаров. Понятно, для чего это делается государством: после того как в 2016 году был первым оцифрован рынок меховых изделий, по данным Минпромторга, уже к концу 2017-го оборот легальной продукции на нем вырос в 7 раз – с 8,5 до 60 млрд рублей.
Запрещена продажа немаркированных табачных изделий. Молочная отрасль должна была включиться в национальную систему прослеживаемости товаров летом этого года, но оказалась к этому не готова, и сроки перенесли на 2021 год. Но зато с 1 июля стартовала обязательная маркировка обуви и лекарств.
С 1 октября 2020-го участниками системы «Честный знак» должны стать производители и импортеры парфюмерной продукции.
С 1 ноября планируется начать маркировать шины. Следующие на очереди (с 1 января 2021 года) – товары легкой промышленности. Поэтапно в эту систему будут вводить отдельные категории ювелирной, пищевой, текстильной, автомобильной, авиационной, топливной, химической, электронной продукции, строительных материалов, детских товаров и изделий отрасли машиностроения.
Бюджету это обеспечит дополнительные доходы, потребителей убережет от подделок и фальсификата, легальный бизнес защитит от недобросовестной конкуренции. Но масштабные изменения требуют столь же масштабной корректировки бизнес-процессов, введения в технологические цепочки новых звеньев, что сопряжено с большими затратами и обретением новых компетенций.
Торгово-промышленные палаты страны уверены: когда пандемия еще не завершилась, когда эксперты говорят об угрозе второй волны и бизнес с трудом держится на плаву после пережитого экономического «шторма», столь существенная перенастройка может оказаться для него фатальной.
ЯрТПП входит в региональный оперативный штаб по внедрению маркировки товаров и выступает на нем проводником интересов бизнеса, лоббистом в хорошем смысле этого слова. В частности, мы просим, чтобы предприятиям и организациям, которые по объективным причинам не смогли своевременно провести модернизацию, дали время на устранение недостатков, не наказывая их пока штрафами. А в будущем хотелось бы получать от налоговой службы более четкие и долгосрочные рекомендации, чтобы выстраивать перспективные горизонты планирования. Это позволит избежать лишних расходов: сейчас, к примеру, некоторые предприятия и организации, сравнительно недавно установившие онлайн-кассы, вынуждены их списывать и отправлять в утиль, потому что они не стыкуются с системой «Честный знак». А на новые кассовые аппараты нужны деньги – и немалые.
– В бизнес-среде активно обсуждаются планы отмены с 1 января следующего года ЕНВД. Какова ваша позиция по этому вопросу?
– ЕНВД, конечно, выбивается из логики цифровизации экономики, но давайте отложим изменения до лучших времен. Это последовательная линия системы торгово-промышленных палат России, и мы ее поддерживаем. В информационном поле уже появились тезисы о переходном периоде, новом формате УСН. Мы готовы это обсуждать.
– Региональные торгово-промышленные палаты внутри страны вместе с торговыми представительствами России в зарубежных странах образуют единую сеть, которая призвана помочь отечественным предприятиям выйти на внешние рынки. Как это работает на практике?
– Мы помогаем предприятиям области находить партнеров за рубежом. В феврале прошлого года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между нами и торгово-промышленной и туристической палатой Осорно (Чили).
В апреле прошлого года ЯрТПП совместно с ТПП Южно-Моравского края Чехии была организована деловая миссия чешских компаний в наш регион, где они обсуждали возможности сотрудничества с ярославскими предпринимателями.
Затем делегация посольства Уганды во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Уганды в РФ господином Джонсоном Агарой Олвой в Торгово-промышленной палате Ярославской области рассмотрели возможности для развития серьезных и долговременных контактов в разных отраслях хозяйственной деятельности и торговли, туризме, образовании, медицине.
В ноябре мы приветствовали делегацию посольства Болгарии и обсудили дальнейшие перспективы развития торгово-экономических связей.
Экспортоориентированные предприятия активно используют наш ресурс. При выходе на рынки арабских стран производителя зачастую требуется буквально вести за руку, ведь не зря говорят, Восток – дело тонкое. В последние годы все большее значение приобретает перспективный африканский рынок.
В сегодняшней непростой экономической ситуации экспорт – палочка-выручалочка, возможность расти и развиваться.
В период пандемии общение с нашими зарубежными коллегами мы продолжали в дистанционном формате. У нас налажено сотрудничество с Центром экспорта Ярославской области. Мы объединили усилия и помогаем малым и средним предприятиям региона открывать для себя международные рынки.
– Экспорт – это хорошо, но столь же важно для отечественного бизнеса вернуть контроль над рынком своей собственной страны, на котором, увы, пока доминируют иностранцы. Поэтому так позитивно оценила деловая среда решение о запрете закупок для государственных и муниципальных нужд ряда товаров. Торгово-промышленным палатам предоставлено право подтверждать российское происхождение продукции. Вы к этому готовы?
– Скажу больше: мы к этому уже приступили. В постановлении Правительства РФ от 30 апреля 2020 года №617 указаны 125 позиций, включая одежду, обувь, сумки, станки, промышленное оборудование, инструмент, локомотивы и вагоны, автомобили, самолеты и вертолеты.
Анализ производственных цепочек – серьезная, кропотливая, контролируемая Минпромторгом работа. И сразу же к нам стали поступать предложения о поиске партнеров внутри страны для локализации производства.
Производители, чьи товары имеют российское происхождение, могут получить значительные преференции в виде различных субсидий. ЯрТПП выдает акты экспертизы и сертификаты СТ-1 для этих целей. Только за первое полугодие этого года мы выдали более тридцати актов и сертификатов СТ-1.
– Помогая своим членам налаживать связи, торгово-промышленная палата обретает зримые черты экономического и коммуникационного хаба. Какие задачи перед собой ставите?
– Мы объединяем очень разные субъекты бизнеса – от ПАО «ОДК-Сатурн» до условного ИП Иванова. У нас 19 отраслевых комитетов, и благодаря работающим в их составе профессионалам, каждый из которых представляет свою отрасль, мы способны сформировать экспертное мнение практически по любому вопросу инвестиционной повестки. Будем прилагать максимум усилий, чтобы оно учитывалось при разработке экономической политики на уровне региона, а в масштабе всей системы ТПП РФ – и страны тоже.
Ярославская область в последнее время планомерно работала над улучшением инвестиционного климата и в результате вошла в ТОП-10 национального инвестрейтинга АСИ. Это в первую очередь заслуга инвестиционного блока регионального правительства, но и мы как бизнес-объединение в сложном и многогранном процессе улучшения качества деловой среды поучаствовали. Есть расхожая фраза: ярославцы – все красавцы. Не только внешне, но и вообще – молодцы, могут горы свернуть. Докажем это своими делами!
Фото из архива редакции
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5cte/
Комментарии: