Главное:
Завершим в дистанте. Глава департамента образования рассказала, когда закончится учебный год

Завершим в дистанте. Глава департамента образования рассказала, когда закончится учебный год

Этот учебный год стал первым гибридным в отечественной истории.

Сама необычность ситуации, когда дети и молодежь учатся и получают профессию в удаленном режиме, рождает множество вопросов. Пользователи социальных сетей смогли получить исчерпывающие ответы на них от директора департамента образования области Ирины Лободы во время прямого эфира, который прошел в ГАУ «Информационное агентство «Верхняя Волга».

Главный вопрос, который сегодня волнует всех без исключения: когда завершится учебный год и в каком формате пройдет его «финишная прямая». Ирина Валентиновна назвала конкретные сроки: 22 мая – при пятидневке, 26-го – при шестидневке. При этом сворачивать дистант не планируется. Для выпускных – 9-х и 11-х классов – установлены особые правила.

– Всем школам даны рекомендации департамента: до 8 мая выставить годовые отметки выпускникам по тем предметам, по которым они не сдают экзамены, – рассказала Ирина Лобода. – В 9 классе ОГЭ – русский язык и математика, в 11 классе – эти же два обязательных предмета плюс предметы по выбору. По всем остальным дисциплинам аттестация должна пройти до 8 мая. Сделано это для того, чтобы в оставшееся до окончания учебного года время ребята смогли совместно с педагогами готовиться к государственной итоговой аттестации, отрабатывать темы, которые вызывают сложность.

Правда, сейчас обсуждается на федеральном уровне возможность отмены ОГЭ для девятиклассников, а срок сдачи ЕГЭ может сместиться на конец лета.

Как показал прямой эфир, далеко не все родители довольны организацией дистанционного обучения, многие жаловались, что в то время как одни учителя проводят полноценные уроки удаленно, другие в лучшем случае дают ссылки на видеоуроки. В результате дети чуть ли не целые дни проводят за компьютером.

– Еще несколько месяцев назад никто не мог предположить, что мы все перейдем на дистанционное обучение. Это было сделано с колес, фактически в ручном режиме отрабатывались новые технологии обучения, осуществлялось методическое сопровождение педагогов, выстраивалось взаимодействие с родителями. Управление этим сложным процессом тоже потребовало новых компетенций. Мы должны честно друг другу сказать, что широкомасштабный переход на обучение в новом формате – совершенно новая для системы образования ситуация. Проблемы возникали, но мы их постарались решить в первую же неделю дистанта. На горячую линию департамента поступило много вопросов. Если вы и сейчас сталкиваетесь с трудностями – звоните на горячую линию департамента по телефону 31-43-45. Мы готовы включаться, помогать школе, учителям и ученикам, – отметила Ирина Валентиновна.

Школьников и их родителей интересовало, можно ли уже определить, каким должно быть дистанционное обучение: преимущественно лекционным, в виде видеоуроков или с преобладанием самоподготовки?

– Пока нет четких критериев для оптимальной организации дистанционного обучения. Школы используют самые разные интерактивные образовательные платформы, возможности соцсетей, ютуба, мессенджеров, возможна работа через электронную почту или региональный интернет-дневник, когда учитель дает ученикам задания и отслеживает их выполнение. Нельзя полностью исключить и самообразование. Но ведь и при очном обучении пройденный на уроке материал отрабатывается дома самостоятельно, при этом превышение установленной нагрузки недопустимо. Не случайно мы рекомендовали школам сложные темы, которые трудно освоить на дистанте, перенести на следующий учебный год, – подчеркнула руководитель департамента.

Удивительно, что порой самыми сложными оказываются такие дисциплины, как физкультура и изо. Хорошую оценку для любимого чада зарабатывают всей семьей, собирая информацию для рефератов, снимая видеоролики о выполнении физических упражнений и рисуя чуть ли не репродукции картин.

– Департамент уделяет большое внимание именно этим предметам. Конечно, не должно быть бесконечного написания рефератов – это наша твердая позиция. Мы приветствуем творческий подход к составлению заданий, когда, к примеру, учителя изо предлагали ребятам совершить виртуальные экскурсии по музеям, а потом обсудить свои впечатления в чате класса. Все, что работает на развитие ребенка, идет ему в плюс. Если родители полагают, что задания по этим предметам избыточны – обращайтесь, поможем, – предложила Ирина Лобода.

В соцсетях стала популярна родительская шутка: имею два высших образования, теперь получаю третье – начальное. Можно к этому относиться с юмором, а можно вполне серьезно. Как оказалось, многие родители хотят получить дополнительные педагогические и психологические знания и навыки, чтобы эффективнее помогать своему ребенку осваивать учебную программу. Ирина Валентиновна их стремление поддержала, заметив, что институт развития образования и центр «Ресурс» всегда готовы оказать консультационную поддержку.

А что делать тем, кто не может предоставить ребенку индивидуальный компьютер либо живет в такой местности, где «не тянет» интернет? Немало жалоб и на то, что из-за зависания программ детям снижают оценки.

– Семьям, где дома нет компьютера или он один на несколько детей, мы рекомендуем обратиться в школу, и она рассмотрит возможность на время передать ученикам школьный компьютер или ноутбук, – посоветовала Ирина Лобода. – Таких примеров уже немало. Что касается технических сбоев… На начальном этапе они возникали. Это не региональная проблема. На федеральном уровне признано, что многие онлайн-платформы в первую неделю дистанционного обучения оказались не готовы к столь массовой востребованности. Сейчас они работают более или менее стабильно. Кроме того, на уровне школ отработана логистика обращений к этим информационным ресурсам, чтобы по возможности «развести» разные классы по времени. То же самое касается регионального интернет-дневника. В любом случае снижать отметки из-за технических проблем недопустимо.

Кстати, на этой неделе во всех муниципальных районах началась выдача планшетов школьникам, у которых не было технической возможности получать задания через электронные ресурсы. Гаджеты, необходимые для обучения в удаленном режиме, приобретены по инициативе губернатора Дмитрия Миронова из внебюджетных источников. Их бесплатно получат 1 015 человек.

Школам и педагогам дали право выбора образовательных онлайн-платформ (Учи.ру, ЯКласс и другие), но при этом рекомендовали сконцентрироваться на какой-то одной из них, чтобы ребенку не пришлось регистрироваться сразу на нескольких, ведь для того чтобы привыкнуть к новому интерфейсу, требуется время. Обязательное условие: доступ к информационным ресурсам должен быть бесплатным. 

– Успех обучения во многом определяют правильно выстроенные педагогом коммуникации с детьми и родителями, которые должны четко понимать, как будет происходить процесс обучения. Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, – отметила Ирина Лобода.

В последнее время высказываются опасения: не вытеснит ли дистанционное образование традиционную школу. Директор департамента образования области расставила точки над «i» в этом вопросе: 

– Дистант – это не форма получения образования, а форма организации процесса обучения. В российском законодательстве уже есть правовая норма о том, что образовательные учреждения могут применять такую форму организации образовательного процесса. Но я уверена, что дистанционное образование полностью школу не заменит. Всем уже очевидно, что для ребят важно непосредственное общение с учителем и одноклассниками. В своих комментариях они пишут: «Как же мы скучаем!»

Уже понятно, что последний звонок в 9-х и 11-х классах вряд ли получится провести в традиционном формате. Это касается и выпускников-дошколят.

– Чем заменить трогательное прощание с любимыми учителями, воспитателями, – сейчас обсуждается, – ответила Ирина Валентиновна.

Если говорить о детских садах, то на данный момент они работают в режиме дежурных групп. Туда принимаются дети, чьи родители продолжают трудиться в нынешних условиях, причем перечень предприятий четко определен в указах президента и постановлениях правительства Ярославской области. Из более чем 71 тысячи дошколят региона в дежурные группы ходит порядка 2,5 тысячи.

– Мы просили родителей очень взвешенно принимать решения, так как эти группы – временная, вынужденная мера. Сейчас самое главное – профилактика заражения коронавирусной инфекцией, поэтому крайне важно по возможности минимизировать социальные контакты. Детские сады откроются для всех детей, как только позволит эпидемиологическая ситуация, – сказала Ирина Лобода.

Что касается летнего отдыха, то сейчас формируется реестр лагерей, которые смогут осуществлять отдых и оздоровление детей. Решение о начале смен будет приниматься исходя из конкретных эпидемиологических условий.

школаобразованиевузы

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber