Решить загадку ЖКХ
Как сыграть на опережение, обеспечив устойчивое развитие коммунального сектора экономики региона
ЖКХ представляет собой сложнейшую систему, не имеющую реальной оценки состояния, реформируемую 20 лет и нуждающуюся в эффективном управлении. Это видно из анализа работы ЖКХ многих районов. Например, всем памятны «водные» треволнения жителей Углича летом этого года.
Бюджет и результат
В областном бюджете на 2011, 2012 и 2013 годы ЖКХ выделено финансирование по 1,4 млрд. руб. ежегодно. Кроме того, по областной целевой программе (ОЦП) выделяется: на модернизацию и реформирование ЖКХ по 253 – 283 млн.руб.; на расселение аварийного жилья – по 90 млн. руб. и на строительство доступного жилья – по 240 – 317 млн. руб. По 100 млн. руб. в год дает ОЦП на поддержку ремонта жилья. Итого еще 720 – 800 млн. руб. в год. Например, Угличский район получил 11,8 млн. руб. в 2011году на оптимизацию системы теплоснабжения центрального района Углича.
Давайте наглядно проследим возможности района в связке «местный бюджет – состояние энергокоммунального хозяйства», например, по Тутаевскому и Угличскому районам (ТМР, УМР). Среднегодовой местный бюджет ТМР и УМР в 2005 – 2010 годах колебался в пределах 900 – 1300 млн. руб. По функциональной классификации расходов планировались затраты на ЖКХ, здравоохранение, образование и прочее. То есть должны быть расходы на капремонт и техперевооружение котельных и теплосетей. На практике учтенных данных нет.
При этом имели место заметные инвестиции в основной капитал и отдельно в жилстроительство районов в тот же период: они составили соответственно по ТМР свыше 1830 млн. руб.; по УМР приблизительно 3050 млн. руб.
Резюме: анализ показывает заметный рост основного капитала и ввод жилья по обоим районам, особенно по городу Угличу. И контрастное противоречие: в указанный шестилетний период нет развития энергокоммунального хозяйства, мощностей котельных и реконструкции тепловых сетей.
Представлялось бы закономерным выделить и освоить в 2007 – 2009 годах 60 – 63 млн. руб. на реконструкцию теплосетей в Угличе и тем самым обновить их наполовину. И не было бы острокритической ситуации в этом году.
Технический хаос
В недавнем прошлом в Угличе был локализован ряд мелких котельных, а их сети централизованы на оставшиеся базовые котельные. Укрупнение теплоснабжения, несомненно, позитив, однако механическая централизация теплосетей без их реконструкции создала постоянный технологический «узел потерь». Базовые котельные подают теперь теплоноситель по системе трубопроводов с резко изменяющимся сечением. Например, котельная на ул. 9 Января эксплуатирует 13521 п.м. трубопроводов, где теплоноситель проходит последовательно по трубам диаметром 219, 273, 159, 273 мм, а далее расходится по трем трубопроводам диаметром уже 159, 100, 159 мм и поступает в квартальные сети.
Такой технический хаос обрушивает гидродинамику и потому в отдельные кварталы и дома теплоноситель поступает с низким давлением и температурой при повышенных затратах на его производство. Выход из положения: полная реконструкция теплосетей плюс финансирование бюджета. Об энергоэффективности в текущих условиях речь идти не может.
Другой пример из прошлого: при ремонте теплосети дома №8 по ул. Ростовской в Угличе 14 ноября этого пришлось вырезать два участка трубы – один был забит мужскими брюками, другой – куском пенопласта, отопление дома было парализовано более двух лет.
Второй момент. В УМР на пределе возможности горводоканала по обеспечению водой потребностей котельных жесткий лимит по воде в селе Алтынове. Физический износ теплосетей и котельных достигает 70 – 90 процентов. Но некоторые местные руководители яростно утверждают, что тепловые сети находятся в пригодном состоянии.
Справка ОАО «ЯГК», взявшей по решению правительства ЯО в августе 2010 года в аренду и эксплуатацию энергокоммунальное хозяйство района и города: в течение отопительного сезона октябрь 2010 – апрель 2011 годов устранено 304 аварии на сетях!
Итак, отопительный сезон 2011 – 2012 годов начался. В целом по области и муниципальным районам кардинальных по объемам капвложений в энергокоммунальное хозяйство не производилось. Прошли текущие и в ряде мест капитальные ремонты отдельных объектов (котельных и частично теплосетей). Поэтому осенне-зимний сезон в части теплоснабжения в условиях возможных длительных холодов ожидается сложный.
Потери теплоносителя в сетях городов и муниципальных районов достигают 27 – 31 процента, в Ярославле – 16 – 19 процентов. А это перерасход топлива – газа, мазута, электроэнергии, угля, неустойчивая работа котельных по поддержанию нормативных параметров давления и температуры теплоносителя.
О задачах развития
Ключевой проблемой ЖКХ является неэффективность управления, неграмотность менеджеров. Руководство области осознает это, а реплика губернатора о том, что в коммунальном хозяйстве предприятиями чаще всего руководят банкроты, генерирующие только долги и неспособные организовать управление хозяйством, является точной оценкой.
При этом положение усложняется неудовлетворительной оплатой труда рабочих и специалистов. Так, в Угличе слесарь и оператор в котельной имеют среднемесячную зарплату 9 – 12 тыс. руб., а в трех управляющих компаниях Углича специалист получает 20 – 25 тыс. руб. Перевернутая пирамида, которую следует разрушить.
Значит, необходимо формировать инвестпрограмму перевооружения предприятий энергокоммунального хозяйства с использованием инноваций.
Условия рынка требуют разработки и оптимизации схем теплоснабжения городов и муниципальных районов. Одновременно необходима разработка текущего и долгосрочного (на пять – десять лет) топливно-энергетического баланса территорий (районов), имея в виду, что другой системы ЖКХ завтра не появится.
Эта публикация,возможно, вызовет заинтересованные отклики читателей и специалистов ЖКХ. Приглашаем к продолжению дискуссии.
Владимир ТАМАРОВ, кандидат экономических наук.
Досье «ЯР»
Владимир Васильевич Тамаров – доцент ЯГТУ, эксперт по управлению и финансам. Основные работы: «Инвестиционная политика в ЯО», «Экономический рост и проблемы экологии в регионе».
Справка «ЯР»
Требования закона
Федеральный закон №190 «О теплоснабжении» гласит, что «теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности». Закон требует обеспечения «экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и инвестированного капитала» (ст.3) и устанавливает, что «договор теплоснабжения является публичным» (ст.15.7.), а условия договора теплоснабжения должны определять «ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате…».
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/njcb/
Комментарии: