Ловец микронов
При императоре Александре II инженер, построивший новый мост, отвечал за качество своей работы собственной жизнью. Во время прохождения по путепроводу первого поезда он стоял прямо под свежевозведенной конструкцией.
– Представляете, что значит быть в ответе за большой механизм и почему так важно не допустить даже малейшей оплошности! – молодой инженер-наладчик Дмитрий Новак деловито вышагивает по длинному цеху и с гордостью поглядывает на огромные, отливающие металлом станки. Это, конечно, не мост, но ответственность тоже огромная. – В нашем деле приходится контролировать сотые, тысячные доли миллиметров.
Любовь к технике и пространственное воображение, без которого настоящему инженеру никуда, у Димы обнаружились еще в раннем детстве. Маленький мальчик мог часами сидеть со своим любимым металлическим конструктором, прикручивать гайки и собирать придуманные им же модели машин и подъемных кранов.
Неудивительно, что интерес к автомобилям и их устройству сначала привел Диму в лицей с политехническим уклоном, а позже в политехнический институт на автомеханическое отделение. Теперь все полученные знания он с успехом применяет на одном из самых передовых предприятий в стране.
Станки, на которых работает Дмитрий, – махины, чем-то напоминающие фантастических трансформеров. Они беспрекословно подчиняются Новаку. Их совместная цель: с точностью до микронов обработать важнейшую деталь – корпус всего двигателя грузового автомобиля.
– Это так называемый блок цилиндров, – объясняет инженер, бригадир и наладчик станков ЧПУ в одном лице, – самое большое, что есть в двигателе. Весит он до двухсот килограммов, поэтому управлять им можно только с помощью особых механизмов.
Особые механизмы с легкостью подхватывают неподъемную для человека деталь, отправляют ее на конвейер, а оттуда – в портал. Там каждый микрон корпуса оттачивается до полного соответствия чертежам. И главное в этом деле не огромная машина, а маленький по сравнению с ней человек. С пультом в руках Дмитрий программирует каждое действие станка.
– Инженер – профессия творческая, – уверен Новак. – Она требует не только нестандартного мышления, наблюдательности и скрупулезных знаний, но и смелости экспериментатора в паре с железной выдержкой. Например, чтобы правильно настроить один такой станок, нужен месяц ежедневной работы.
Дмитрий привык держать в голове десятки цифр и комбинаций, сопоставлять, сравнивать, моментально складывать в голове числовые пазлы. И все это ради того, чтобы максимально усовершенствовать программы, добиться идеальной точности в обработке деталей.
– Нельзя бояться пробовать что-то новое, тут же все исправлять и пытаться снова, – объясняет наладчик. – Наша бригада занимается этим каждый день, образно говоря, ловит микроны. Малейшая неточность – и двигатель уже не сможет работать. Кроме того, если программа не туда сместит инструмент, испортится и сам станок.
При этом, уверен бригадир, профессионализм решает в инженерном деле многое, но не все. Если хороший человек не профессия, то нужное к ней дополнение.
– Без взаимовыручки и поддержки здесь никак не обойтись, – считает Дмитрий. – В моей команде десять человек, коллектив сплоченный и дружный. В каких-то нюансах я спец, в других – мой товарищ. А вместе мы незаменимы!
Дмитрий НОВАК
Дата рождения: 01.01.1986
Место рождения: Казахстан, город Приозерск
Работа: бригадир на производстве средних рядных двигателей семейства ЯМЗ-530, ОАО «Автодизель»
Семья: отец Евгений Викторович, бывший военный; мать Елена Николаевна, медсестра; жена Виктория, студентка ЯГПУ, будущий биолог
Спорт: нравятся виды спорта, связанные с точностью и меткостью, например, баскетбол и бильярд
Увлечения: игра на гитаре. Особенно Дмитрий любит исполнять русский рок и песни Александра Розенбаума
Жизненный принцип: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Конструкторы нарасхват
К 2015 году инженер станет еще более востребованной профессией в Ярославской области. Согласно недавнему исследованию рынка труда специалистами ГУ ЯО «Центр «Ресурс» все чаще ярославские работодатели нуждаются в технологах и конструкторах. Предприятиям кластера газотурбостроения требуются специалисты по электронной технике, радиотехнике и связи, а также по авиационной и ракетно-космической технике. Руководители заводов в кластере дизелестроения и автокомпонентов ищут специалистов по металлургии, машиностроению и материалообработке.
Пусть меня научат…
В Ярославской области инженеров выпускает ЯГТУ и Рыбинская Государственная Авиационная Технологическая Академия. Самым же престижным и крупным техническим университетом страны считается МГТУ им. Баумана.
Фото Александра Погорелова
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nw1t/
Комментарии: