Главное:

Секрет фермы

Переславский бухгалтер доит коров в немецкой глубинке

– Немецкий язык толком так и не выучила, а русский забываю потихоньку. Когда в Россию приезжаю, друзья надо мной смеются, думают, что я воображаю, – старательно подбирает слова Маргарита Кестер.

Ее жизнь разделилась на «до» и «после» в 1998 году. «До» Маргарита искала счастье в родном селе Смоленском Переславского района и работала бухгалтером в сельсовете. «После» крепко обосновалась в округе Вальдек-Франкенберг в Германии. Во время стажировки на одной из молочных ферм она получила профессию оператора машинного доения. Но главное – нашла мужа.

Из России с любовью

– Этот двор был основан в 1450 году и с тех пор передавался по наследству, – с гордостью рассказывает потомственный аграрий Экард Кестер. – Теперь мы вносим свой вклад в семейное дело.

На ферме 100 голов дойного стада и 80 голов молодняка. На 120 гектарах выращивают кормовые культуры.

Справиться с таким хозяй­ством не каждому по плечу. Но господин Кестер доволен: Маргарита оказалась на редкость толковой помощницей.

– Я окончила Козьмодемьянский сельхозтехникум, получила «корочки» счетовода, но меня всегда тянуло к земле. Когда в администрации Переславского района дали добро на трехмесячную стажировку в земле Гессен, я и представить не могла, что она станет моей второй родиной. Просто хотела посмотреть, как живут за границей, – говорит Маргарита.

По сравнению с российским селом благоустроенный быт Германии показался девушке сказкой. Печалила ее только мысль о том, что на родине остался маленький сын.

– Экард уже тогда начал за мной ухаживать. Но я не думала, что все настолько серьезно. И была в шоке, когда он примчался в Россию и сделал мне предложение, – улыбается сча­стливая русская жена немецкого мужа. – Мы присматривались друг к другу полтора года. А потом я взяла Толю и улетела в Германию. На этот раз навсегда.

Маргарита сразу показала, кто в доме хозяйка. И первым делом приучила гостей снимать обувь в прихожей. Педантичные немцы тоже преподали ей урок. Когда новоиспеченная госпожа Кестер, особо не заморачиваясь, свалила в один контейнер бумагу, пластик и пищевые отходы, мусоровоз проехал мимо.

Млечный путь

Кестеры в поле не одни. В округе Вальдек-Франкенберг две компании с мировыми брендами – «Виссманн» и «Континенталь». Но испокон веков Германию кормят семейные фермы.

– У нас 2200 семейных ферм. Увы, их становится меньше, – отмечает тенденцию глава округа Вальдек-Франкенберг доктор Райнхард Кубат. – Еще 20 лет назад в каждой деревне были магазин, почтовое отделение. Но инфраструктура пришла в упадок. Молодым людям не сидится в глуши.

Содержать ферму – это каторжный труд. Евросоюз, по словам господина Кестера, гарантировал крестьянам не только дотации, без которых сельскохозяйственный бизнес не был бы рентабельным, но и необходимость ворошить «тысячи тонн словесной руды».

– Брюссельские бюрократы душат нас всевозможными формами контроля, – вздыхает хозяин фермы. –Следят за тем, бережем ли мы окружающую среду. Проверяют даже, сколько нитратов и нитритов в почве.

Вотчина Маргариты – доильный зал. И хотя он укомплектован по последнему слову техники, все по-прежнему решает человеческий фактор. Наемных сотрудников – и то не больше трех – супруги берут только на время сезонных работ.

Кестеры довольны: их молоко всегда продается в местных супермаркетах.

– В округе Вальдек-Франкенберг минимум пять перерабатывающих предприятий. Закупочная цена всюду одинакова, – уточняет Маргарита. – Мы сдаем литр молока за 40 – 45 центов, в магазине он стоит примерно 1 евро. Выручки хватает и на то, чтобы каждый год отдыхать в Греции, Египте или на Канарах.

Скоро господин Кестер уйдет на пенсию. Но за будущее своей семьи он спокоен. Эстафету готов принять его сын от первого брака, тоже Экард. Сын Маргариты Анатолий осваивает профессию дорожника, но, если нужно, может и корову подоить. А вот их общий ребенок, 9-летний Фридрих, сельским хозяйством пока не интересуется.

– Настроения нет, – смеется мама. – Но ничего, у него все впереди.

Читайте в следующем номере: можно ли отапливать отходами тепличное хозяйство?

Только факты

А как у нас?

Минсельхоз РФ разрабатывает ведомственную целевую программу «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 – 2014 годы».

По новой программе 30 процентов расходов на строительство, рекон­струкцию или модернизацию сельхозпредприятий возьмет на себя федеральный бюджет, столько же – бюджет субъекта РФ. Для этого фермеру нужно подготовить проектно-сметную документацию и бизнес-план.

– В ближайшее время мы проведем совещание с местными представителями Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Рассмотрим условия включения в программу, критерии отбора участников и их примерный состав, – сообщил директор департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области Валентин Филиппов.

На территории региона зарегистрировано 2193 крестьянских (фермерских) хозяйства. На них приходится 1,3% общего объема производства сельхозпродукции. В прошлом году частники получили 1,2% денежных средств, выделенных из бюджета ярославским аграриям.

Валентин Филиппов отмечает, что региональные власти лоббируют интересы всех, кто эффективно трудится на земле. При этом и для крупных коллективных хозяйств, и для фермеров предусмотрены одни и те же меры господдержки. В том числе субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, компенсация до 40 процентов затрат на покупку средств химизации и до 30 процентов расходов на приобретение сельхозтехники и технологического оборудования, субсидии на частичное погашение лизинговых платежей. Однако, как утверждает исполнительный директор ассоциации крестьян­ских (фермерских) хозяйств Ярославской области Василий Егоров, эти льготы доступны далеко не всем представителям среднего и малого бизнеса.

– Реально государство помогает не более чем 50 частникам. Естественно, это передовики. Многие из них начали заниматься сельским хозяйством еще в 1990-е годы, когда получили знаменитый «силаевский миллиард», названный по фамилии тогдашнего главы Правительства России. Благодаря этому и встали на ноги. Например, Сергей Бачманов из Некрасовского района выращивает картофель на 100 гектарах, овощи на 50 гектарах. Впечатляет, да? – рассуждает он. – А вот новичкам приходится туго. Даже самый дешевый трактор под силу купить единицам: кредит не дадут, в лизинге тоже откажут.

По мнению Егорова, сейчас впервые за долгое время Минсельхоз РФ всерьез обратил внимание на малые формы хозяйствования.

– И это, несомненно, добрый знак, – соглашается Валентин Филиппов. – Поскольку новая программа еще в стадии разработки, софинансирование в областном бюджете на 2012 год не заложено. Но в дальнейшем все в наших руках, ведь стратегия поддержки фермеров определена.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ng36/
АПКБюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость