Главное:

Сергей Балабаев: «Люди не знают своих прав»

Отстоять свою позицию в спорах с коммунальщиками и дельцами от торговли любой человек может, проявив активность. И ФАС станет его союзником

Остановится ли рост цен на бензин, что особенно актуально в начале осени? Что делать, если купился на недобросовестную рекламу, и как добиться прозрачности услуг ЖКХ? Об этом разговор в рамках нашей традиционной рубрики «Утро с «Ярославским Регионом» с заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Ярославской области Сергеем Балабаевым.

– Сергей Анатольевич, в число топовых новостей каждый год попадает неудержимый рост цен на бензин. Вот только что прошла новость об акции молодых ярославцев, которые в социальных сетях призывают бойкотировать автозаправки до тех пор, пока не снизится стоимость бензина. Это поможет?

– Безусловно, любое проявление гражданской позиции в рамках закона – это позитивно. И такие акции выражают обоснованную обеспокоенность положением дел на рынке нефтепродуктов. Однако, согласитесь, они вряд ли изменят ситуацию. Ведь в нашем регионе и оптовый, и розничный рынки контролируются двумя вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Доля же независимых компаний минимальна. Да, им никто не мешает войти на региональный рынок, но они полностью зависят от действий немногочисленных НПЗ.

– Когда в 2006 году был принят федеральный закон «О защите конкуренции в РФ», глава ФАС Игорь Артемьев очень рассчитывал на то, что введение так называемых оборотных штрафов ограничит ценовые аппетиты ВИНК в регионах. Но судя по развитию событий нефтяники не очень-то и боятся заплатить некоторый процент в казну со своих доходов.

– Думаю, это не совсем верно. Более того, ФАС – один из немногих контролирующих органов, действий которого обоснованно опасаются крупные игроки топливного рынка. Только за последние годы органы ФАС России наложили штрафов на нефтяные компании на общую сумму 20 миллиардов рублей. Не случайно в разбирательствах дел в ФАС зачастую принимают участие члены правлений этих компаний, задействуются лучшие юристы. Конечно же, доказать факты злоупотребления доминирующим положением, ценового сговора очень непросто, и рассмотрение дел порой затягивается. Скажем, при расследовании дела в отношении компании «ТНК – Ярославль» мы столкнулись с тем, что она не представила нам расчет цены на нефтепродукты. Пришлось возбуждать дело об административном правонарушении, чтобы добиться необходимой информации. Штраф, кстати, составил 300 тысяч рублей. Затем разбирательство продолжилось в арбитражных судах. И процесс длится до сих пор. В итоге юридические процедуры отстают от ситуации на рынках. Проблема, конечно же, существует и порождена сложившейся структурой рынка. Сейчас, замечу, УФАС по Ярославской области рассматривает четыре аналогичных дела.

– Недавно немалый резонанс у ярославцев вызвал ваш призыв сообщать о незаконных действиях компаний, устанавливающих домофоны. Поясните предысторию этого разбирательства.

– Это дело возникло после обращения одного-единственного жителя Ярославля. Из 609 тысяч нашелся лишь один, который выразил протест против неправомерного повышения тарифа за пользование домофонами – такая строка есть во всех квитанциях об оплате услуг ЖКХ. Компании сначала ввели плату в размере 18 рублей в месяц с каждой квартиры, а затем подняли ее до 27 рублей. А было ли увеличение стоимости экономически обосновано? И все это граждане «проглотили», то есть молчаливо согласились с действиями поставщика услуг. Потому, получив сигнал, мы и обратились напрямую к общественности: информация от граждан поможет принять оптимальное решение по этому делу.

– А как быть в случае с рекламой услуг, использующей жульнические приемы? Вроде обещаний продажи автомобилей по льготным ценам. Но, когда обрадованный покупатель уже приходит в магазин с нужной суммой, ему говорят, что период скидок только что завершен или рекламируемый товар только что закончился...

– И опять хочу сказать: очень многие люди не знают своих законных прав и потому не умеют их отстаивать. А ведь в описанном случае, как и во многих других, есть четкий алгоритм защиты интересов граждан. Дело в том, что федеральный закон «О рекламе» прямо предусматривает, что рекламодатель обязан предоставлять заявленные им товары и услуги в течение двух месяцев с момента появления рекламы, если в рекламе не указан иной срок. Поэтому нужно зафиксировать, скажем с помощью фото, факт такого предложения и письменно обратиться к руководству компании с требованием заключить сделку купли-продажи на условиях, отраженных в рекламе. Если отказ – тогда нужно обращаться в УФАС. Санкции за недобросовестную рекламу весьма существенные – штраф до полумиллиона рублей. Вся процедура несложна и едва ли продлится больше месяца. А незнание этого обрекает людей на роль жертвы «предприимчивых» торговцев.

– Работа управляющих компаний вызывает массу нареканий. Есть ли здесь столь же четкий механизм действий для граждан?

– Новые правила предоставления коммунальных услуг, действующие по решению Правительства России с 1 сентября, дают простую и понятную схему действий. Хотя опять-таки отмечу, что правила и раньше были неплохие, надо было лишь научиться их грамотно применять. Итак, если жильцы видят, что, к примеру, батареи чуть теплые, они должны заявить об этом в свою управляющую компанию, которая должна зафиксировать все нарушения и составить акт. С этого момента услуга считается оказанной ненадлежащего качества.

Вот недавно на заседании Совета ЦФО в Рязани, посвященного проблемам ЖКХ, губернатор Ярославской области Сергей Ястребов отметил, что жители, являясь заказчиками коммунальных услуг, должны спрашивать с их поставщиков за качество. Это и позиция УФАС. Ведь недобросовестные управляющие компании и строят в том числе свои расчеты на молчании людей. Тогда будут бессильны даже органы, которые имеют все возможности помочь людям: прокуратура, Роспотребнадзор, Государственная жилищная инспекция. Но стоит соблюсти несложные формальности, и окажется: зачастую проблемы находят решения, что подтверждает и исход многих дел, с которыми люди обращаются в органы ФАС.

– Поставщики электроэнергии часто попадают в число ваших клиентов. Какова сейчас ситуация?

– Одним из резонансных дел действительно было нарушение порядка взимания платы за общедомовые нужды. Оно было заведено после обращения жительницы Ярославля. Оказалось, что она вынуждена была серьезно переплачивать за услуги электроснабжения. По словам заявительницы, счетчик электроэнергии у нее в квартире в марте-апреле 2011 года в 4,5 раза превысил средние показатели за предыдущие месяцы. Счетчик был установлен сотрудниками энергокомпании, его целостность и исправность должны поддерживаться и проверяться ими же. УФАС расценило действия энергетиков как неисполнение договорных обязательств по обслуживанию внутридомовых электрических сетей. Можно вспомнить и штраф в 14 миллионов рублей, наложенный УФАС за бездействие по обеспечению напряжения 220Вт в сети жилого дома в одном из поселков. Все это результат инициативы граждан, желающих восстановить свои права. Уверен, что в том числе активная защита своих прав постепенно нормализует ситуацию в этой отрасли.

– И, наконец, в зоне вашего контроля государственные и муниципальные закупки. Можно ли минимизировать коррупционную составляющую таких сделок?

– Критика ФЗ-94 идет со всех сторон, но замечу, что, по оценкам ООН, российское законодательство в этой сфере – одно из лучших в мире. А достойная правоприменительная практика целиком зависит от заказчика. В его силах создать условия, при которых подрядчик обеспечит нужный результат. Другое дело, что системы обеспечения должной эффективности госзакупок пока нет и каждый заказчик пытается создать ее под себя. Думать о дне завтрашнем часто не получается, преобладает сиюминутность, часто подстегиваемая коррупционными составляющими. Именно в этом причина справедливого недовольства общества существующей практикой расходования государственных средств.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1uiv/
цены

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость