Зеленоглазое такси, притормози, притормози

Зеленоглазое такси, притормози, притормози

Владимир Протасов, знакомый читателям «Северного края» по материалу «На то и Протасов на трассе...» (от 3 августа 2011 года), получил разрешение на перевозки первым среди рыбинских таксистов. Для него это было несложно, поскольку своё предпринимательство он оформил много лет назад. А вот за таксометром пришлось съездить в Москву – на ярославских и рыбинских прилавках его не обнаружил. Так что золотым для него оказался приборчик! Протасов купил жёлтый фонарь, магнитные наклейки с шашечками на «борт» и «чековую книжку». Оформил карточку таксиста внутри салона, в бардачок положил правила перевозки пассажиров на такси. Прошёл тех­осмотр. С рыбинским спецавтохозяйством заключил договоры на ежедневные технические и медицинские осмотры, которые обошлись ему в тысячу рублей.

Вопрос о платности разрешения на перевозки такси федеральная власть отдала на откуп регионам. Ярославский областной департамент дорожного хозяйства и транспорта выдаёт разрешение бесплатно, как и Москва. А вот в соседних областях заветная бумажка обходится в 2,5 – 3 тысячи, в северных регионах счёт идёт на десятки тысяч рублей.

Ежедневно Протасов мчится за 15 километров в город из своего посёлка, чтобы за 25 целковых механик проверил его «Ауди». Сам водитель каждое утро в медкабинете измеряет давление и дует в трубочку. Хотя такая мера вряд ли убережёт пассажира от беды. Ведь получив докторский штампик, водитель в любой момент может отведать пивка или чего покрепче, нередко за баранку садятся и откровенные «наркоши».

Быстро «тает» и протасов­ская книжечка с отрывными чеками – документами строгой отчётности, которые он выдаёт пассажирам. И зря пассажиры недооценивают значения этой бумаги. До сих пор никакая ответственность не наступала у таксистов или их работодателей по отношению к лицу, которое пользуется услугой такси. Если, к примеру, автомобиль попал в ДТП, перевозчик говорил – извините, я вас не знаю! И «качать» права было бесполезно. Теперь чек, как и ли­цензия – это аргумент в суде.

Каждый таксист-индивидуал или частное предприятие свой тариф за посадку и километр пути устанавливает самостоятельно. У Протасова посадка – 70 рублей, а за каждый километр счётчик накручивает по 10 рублей, в сельской местности тариф в полтора раза выше. Кстати, с нового года тарифы у всех таксистов – и легальных, и бомбил – выросли на 10 – 20 процентов.

Получив разрешение, Владимир гордо повёз-было по улицам городов и районов своё новое звание – легальный таксист, полученное сроком на пять лет. И коллег своих – таксистов – агитировал после 1 сентября – оформляйте, мол, документы!

– А теперь получается, что я их подвёл… – разводит руками Протасов. – Ребята потратили десятки тысяч рублей, оформили предприниматель­ство, чтобы получить в департаменте заветную бумагу, платят налоги. А рядом на стоянке смеются над нами бомбилы. Их не стало меньше, потому что с 1 января обещанного контроля в перевозках такси нет вообще. Ни-ка-ко-го.

Как рассказывают рыбин­ские таксисты с многолетним стажем, для них бомбилы – непросто конкуренты. Они оккупируют автостоянки у вокзалов, крупных супермаркетов, и каждому, кто сунется туда, угрожают расправой. Хочешь встать на стоянку – плати! Стоянки ничьи, но жёстко контролируются криминальными структурами, незаконные и нелегальные поборы здесь дей­ствуют давно, такса – до 500 рублей в месяц с каждого. Не будешь платить – в лучшем случае разобьют стекло, проколют колёса. В худшем – сожгут машину. К примеру, на стоянке у железнодорожного вокзала в Рыбинске чужакам обещают разборки от некого Саши, которого здесь знают все.

Впрочем, вполне легальные фирмы, уже получившие лицензию, тоже негласно контролируют «свои» стоянки, и здесь также действуют поборы. Дань, как правило, собирает один из таксистов и передаёт её хозяину. Не платишь – будешь иметь дело с крепкими ребятами – у этих фирм работает своя охранная «служба»…

Не случайно ярославские и рыбинские водители настаивают на организации в городах специальных стоянок для легальных таксистов, получивших разрешение. И это должно быть закреплено законодательно. Причём таксисты должны быть на этих стоянках под защитой, и без полиции эту проблему не решить. Такие стоянки можно сделать муниципальными или передать зарегистрированным общественным организациям профессиональных таксистов.

Как сообщил советник заместителя главы Рыбинска по городскому хозяйству Игорь Котов, администрация города уже разработала эскизные проекты на 24 специальные стоянки для легальных таксистов, а также их дислокацию. Это будут муниципальные стоянки, услуги которых бесплатны. Если решится вопрос привлечения на их оборудование средств областного дорожного фонда, первые стоянки по­явятся уже в этом году.

О новом законе мы беседовали с председателем общественного объединения таксистов Ярославской области Евгением Мининым:

– Мы ждали от властей, что по бомбилам нанесут удар. Но никаких действий нет. И зачем таксисту получать разрешение, если нелегалы прекрасно себя чувствуют без всяких лицензий. Поэтому мы только ратуем за то, чтобы на дорогах были жёсткие проверки, иначе порядка не будет, – считает Минин.

– Пойдёт ли новый закон на пользу нормальной работе такси? Похоже, нет. Судите сами. В последние годы мы сделали рынок более или менее цивилизованным, пассажир может пожаловаться, контролировать поездку, вернуть забытые вещи. Теперь нет хаотичных стоянок, потому что работают диспетчерские службы. А сейчас рынок перевозок рушится. Я думаю, многие фирмы начнут закрываться. По закону машина должна быть собственностью таксиста или фирмы, но крупным предпринимателям покупать и содержать свой парк машин совершенно невыгодно. Такие инвестиции не окупятся без резкого повышения тарифов, как в Москве – 300 – 400 рублей за посадку. Но для Ярославля, а тем более для других городов и районов это вообще не приемлемо. Поэтому нужны послабления по поводу собственности на автомобили, чтобы разрешение на перевозки могли получить не только владельцы машин, но и те, у кого есть договор коммерческой или некоммерческой аренды.

Мы ждём и поправок к закону, в частности моратория на применение таксометров до 2013 года. Таксометр учитывает не только расстояние, но и время в пути. На светофорах, в пробках, заторах машина стоит, а счётчик всё равно наматывает рубли, и стоимость поездки вырастает на 15 – 20 процентов. Нередко путь удлиняют объезды. Но в небольших городах расстояния от пункта до пункта чётко определены, и действующая сегодня сетка тарифов – это удобно и для пассажира, и для водителя.

Как сообщил нам Виталий Дегин, консультант-юрист комитета по транспорту областного департамента дорожного хозяйства и транспорта, на 25 января в области зарегистрированы 1100 перевозчиков. В Рыбинске лицензию получили четыре крупных перевозчика и лишь единицы индивидуальных предпринимателей, а в общем рыбинский рынок такси лицензирован на 80 процентов.

Сейчас все с нетерпением ждут поправок в правила дорожного движения, в начале февраля планируется третье чтение по проекту. И только с введением их в действие у ГИБДД появится право применять штрафные санкции к нарушителям закона. В ближайшее время будет создана межведомственная комиссия с участием сотрудников департамента дорожного хозяйства, ГИБДД, налоговой инспекции и других контролёров, которая начнёт массовые проверки. Да, под контролем окажутся все таксисты, которые получили официальные разрешения. Разбираться с бомбилами – задача полиции, которая организует контрольные «закупки» или контрольные вызовы. Работа без лицензии, незаконные перевозки, невыдача чека пассажиру – и общий штраф нелегалу за одну проверку 13 тысяч.

Виталий Дегин напомнил, что в машине такси на видном месте обязательно должны быть размещена карточка водителя с указанием фамилии, имени и отчества водителя, телефоны служб, в которые можно пожаловаться на некачественную услугу (Роспотребнадзора, областного дерпартамента дорожного хозяйства, ГИБДД). Обязательно – информация по тарифам и правила пользования такси. После Нового года я много раз пользовалась услугами такси, но, увы, ни в одной из машин не было таксометров, карточек водителя и телефонов контролёров. Впрочем, в Рыбинске есть исключение – таксометры стоят и уже не первый год пока лишь в машинах одной из рыбинских фирм. А вот чеки по моей просьбе выдали все водители.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n34t2/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость