Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии: «Пасха измеряется милосердием»

Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии: «Пасха измеряется милосердием»

Православные верующие вступили в Страстную Седмицу – последнюю неделю перед праздником Светлой Пасхи. В чем измеряется Пасха? Как обновляется праздник, почему мы не любим ближних, и зачем православным айфоны с выгравированными молитвами, рассказал в интервью пресс-секретарь Ярославской епархии Александр Сатомский.

В Пасху следует быть милосердными

– Празднику предшествует Великий Пост. Однако далеко не все ярославцы готовы полностью отказаться от всего, что требует пост, появляется целый пласт «частично постящихся» людей. Допускает ли такое церковь?

– Здесь важно понимать, что ответ на этот вопрос дал еще святитель Иоанн Златоуст в четвертом веке. Его пасхальное слово читается до сих пор на пасхальных службах. Идея как раз про то, что «придите все». И те, кто постились весь пост, те, кто несли его как-то фрагментарно, и те, кто не смогли приложить практически никаких усилий и опомнились в последний момент. Придите все: Христос за всех принял распятие, для всех воскрес и, соответственно, для всех радость Воскресения предлагает. Поэтому, если человек готов приложить хоть какие-то усилия по приведению в порядок своей внутренней жизни, Бог это только приветствует. Если это приветствует Бог, то как-то по-другому мы относиться к этому не можем.

– В чем настоящий смысл Пасхи, ее традиции, помимо угощений?

– Мы целый ряд значимых церковных событий осмысляем именно в формате народных традиций. Ввиду того, что это наиболее просто. Сейчас мы красим яйца, на следующий период – носим в храм вербу, затем приносим святую воду и так далее. Однако за этим реальный смысл церковного праздника ускользает полностью. Тоже самое и с Пасхой: яйца, куличи, пасхальная трапеза, пышные богослужения – это все здорово. Но реально нужно понимать, что это конкретное историческое событие, которое имеет отношение к моей жизни. Конкретно для меня Христос принял крестные страдания, умер и воскрес. Соответственно, моя жизнь как христианина должна быть отстроена в рамках этой схемы. Получается, праздник Пасхи для меня в том, что я радуюсь и торжествую, что смерть преодолена в ком-то, и эта возможность преодоления есть теперь и для меня.

И пасхальный праздник, и целый ряд других церковных праздников должны иметь конкретное измерение, которое достаточно просто – измерение милосердия. Господь говорит, что существуют две главных заповеди на весь огромный библейский корпус: заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему. И если заповедь о любви к Богу мы пытаемся как-то исполнять, то с любовью к ближнему у нас самые системные проблемы. Мне, например, просто условно любить кого-то где-то чрезвычайно далеко: переживать о проблемах детей в Сомали, переживать о распространении ВИЧ-инфекции где-то в Южной Америке. Но бомжа, который живет у меня на лестничной клетке и пахнет на ней конкретно, я искренне ненавижу. И это значит, что у меня как раз с любовью к ближним полный ноль. И здесь Иоанн Богослов говорит: «Лицемер, как ты можешь любить Бога, которого никогда не видел, при этом ненавидеть ближнего, которого видишь каждый день?».

Праздник Пасхи должен иметь конкретное измерение милосердием. У нас у всех есть близкие, которым нужно наше присутствие в данный момент. Если мы хотя бы позвоним человеку, у нас не отвалится никакой орган тела, но мы сделаем доброе дело. Возможно и так, что у всех наших ближних все великолепно и они готовы разделить с нами только радость. Тогда есть следующий круг: дети в интернатах, люди, находящиеся в заключении, спецучреждениях. Реальный смысл и традиция каждого большого праздника – это конкретные дела милосердия. Для тех, кто имеет какое-то желание для осуществления милосердия, но не имеет возможности встать и пойти в больницу или детский дом, социальный отдел ярославской епархии ежегодно проводит отдельные сборы на Пасху и Рождество, которые будут направлены соответствующим заведениям. Так, сейчас проходит акция «Подари детям Пасху».

– Насколько популярна Пасха у ярославцев с точки зрения православного празднования?

– Можно с небольшой долей сарказма отметить, что теперь праздник Масленица у нас почти также популярен. Объективно, слава Богу, для людей праздник Пасхи значим и важен всегда. Даже с советского периода времени храмы наполняются людьми. Сейчас наши более 30 приходов в Ярославле и более 100 приходов на территории епархии (более 400 в Ярославской области) – все они будут наполнены людьми. Причем, не только в сам праздник Пасхи. Сейчас мы находимся в Страстной неделе, вспоминаем последние из событий земной жизни Спасителя. Все эти дни чрезвычайно значимы и важны. И несмотря на то, что пока идут будние дни недели, храмы уже наполнены людьми. Например, в предыдущее воскресенье в храме Богоявления 140 человек причащалось при максимальной вместимости храма 150 человек.

– Откуда появилась традиция красить яйца?

– Ее связывают с появлением личности Марии Магдолины – одной из учениц Христа. После Вознесения Господне, не только апостолы, но и целый ряд других представителей ранней христианской общины расходятся по Средиземноморью с проповедью о Воскресении Христове. С этой вестью Мария Магдолина доходит до Рима и оказывается перед самим императором. Для греко-римского мира идея воскресения была не самой радостной, что связано с учениями Платона, который считал, что тело – это темница души. И поэтому, когда апостолы говорят о воскресении, о том, что Бог вернет душу в тело, для этой мировоззренческой схемы это очень большой перелом. Мария пришла к императору с самым примитивным подарком в силу своей крайней бедности – куриным яйцом. И император сказал ей: «Скорее, я поверю, что яйцо в твоих руках покраснеет, чем правда то, о чем ты говоришь». Яйцо в руках Марии покраснело. С того момента принято в знак Воскресения Христова, красить яйца. Сейчас, конечно, распространено множество цветов, но именно красный означает цвет жизни.

– Возможны ли нововведения в празднике Пасхи?

– Они происходят уже сейчас. В течение последних десяти лет мы наблюдаем совершенно новую традицию на территории всей Русской Церкви – это принесение благодатного огня из Иерусалима. В свое время, до момента, когда появилась возможность быстро транспортировать его из святого города, это было абсолютно невозможно. Это новая для нас традиция. В свое время игумен Даниил в средние века предпринял отдельное хождение до Святой земли, это был огромный процесс. В настоящее время в Великую субботу, когда сходит огонь, специальный рейс доставляет его до Москвы, где огонь ожидают представители епархии. В нашем случае в Пасхальный день 16 апреля каждый сможет получить частичку благодатного огня после службы в Успенском соборе, которая начнется в 16 часов.

– К Пасхе в России выпустили айфоны с выгравированными на них молитвами. Одобряет ли такое церковь?

– Это бесконечная пошлость в самом ее кондовом виде, – считает пресс-секретарь Ярославской епархии Александр Сатомский. – Например, золотое украшение икон, золотые оклады и массивные драгоценные камни в них означают попытку выразить Богу свою любовь. Раз я ничего не могу больше дать, пусть Бог возьмет то, что мне дорого. Но инкрустировать свой собственный телефон, мне кажется, это полный провал мимо всех этих смыслов. С точки зрения реального почитания святыни, это абсолютно ненормально, как и с точки зрения христианских смыслов праздника. Я рискну предположить, что на стоимость этого телефона можно накормить не один десяток человек. Однако, войдя в вечность, человек вряд ли сможет объяснить Богу: «Господи, прости, я не кормил бедных, зато у меня есть классный айфон».

Фото Александры Савельевой, Валерии Шиловой, Анны Елкиной, Александра Сатомского, Екатерины Нижник, Натальи Афанасьевой, Льва Белкова, с сайта Ярославской епархии и текст предоставлены 76.ru