Главное:

Главное – стартовать

Ярославец Игорь Хлопотинин свое свободное время проводит в мастерской, где собирает автомобиль, на котором штурмует бездорожье

Всю в наклейках со стартовыми номерами старенькую «Витару» приходится подлатывать и переделывать регулярно. Купленная за 70 тысяч рублей машина потребовала вливаний еще на 50 тысяч в виде новых мостов и передней подвески. В очередной раз что-то подремонтировав, попутно усовершенствовав, Игорь выводит спортивный снаряд на трассу, куда не каждый трактор-то рискнет сунуться.

Гараж как дом родной

Спортсмену-любителю джип-триала приходится быть сварщиком, слесарем, мотористом и электриком в одном лице, чтобы потом уверенно проехать по выбранному маршруту. Все, что не доделано, во время гонки обязательно даст о себе знать при прыжках, жестких приземлениях.

В юности Игорь учился на сварщика, и вот спустя 20 лет по воле обстоятельств он проходит практику. Условий как таковых нет, ремонтом спортивного снаряда приходится заниматься где придется, в прошлую зиму, например, починка шла прямо на улице. Уже второй год любой освободившийся кусочек времени джипер проводит не у семейного очага, а с машиной в деревне.

– Как-то в Твери спросил один экипаж: мол, чего вы после соревнований машину не делаете? Они отвечают: «Ты знаешь, кроме триала еще семья есть, а то ведь в гараж выселят». А я и говорю: «Не поверите, сам уже почти живу там», – юморит Хлопотинин.

Зрителям нравятся перевороты

Необычным увлечением Игоря заразили соседи. Неподалеку от его деревни живет знаменитая в джиперских кругах семья Мороховцов, организаторов внедорожных соревнований в Ярославской области и просто фанатов своего дела («Ярославский Регион», №25 от 27.06.2012). Они-то и подтолкнули Игоря перейти из разряда зрителей в разряд участников. Его дебют состоялся в городе Вязники Владимирской области на соревнованиях по триалу.

– Первые ворота проехал, а на вторых или третьих «сел», – вспоминает гонщик. – Страшно было, машина на откосах стоит, покачивается, когда она завалится на бок, никто не знает.

Потом были заезды в Старицах, Твери, Перми и Подмосковье, а также соревнования по спринту. В Ярославле Мороховцы как раз начали проводить фестиваль «Бешеный лось» на внедорожной трассе возле ТРК «Вернисаж». Кстати, на последнем «Лосе» Игорь Хлопотинин занял 3-е место в классе «стандарт».

– Соревнования по спринту более зрелищные, скорости выше. На январском «Лосе» у меня сын на правом сиденье два раза подлетал на кочке – головой крышу доставал. Но и машина страдает сильно, что-то лопается, выходит из строя, – объясняет джипер. – И если для пилота главное – пройти трассу, занять призовое место и сохранить машину, то зрителям интересно, когда кто-то застрял по уши, перевернулся, подпрыгнул на 2 метра на трамплине, такие эффекты болельщики любят.

Сам застревай, а товарища вытаскивай

У непосвященных в тонкости внедорожных баталий большое удивление вызывает взаимовыручка, когда соперники на трассе постоянно приходят друг другу на помощь, делятся запчастями, вытаскивают на тросе машины на сложных участках.

– У нас не бывает, чтобы кто-то отказал в помощи, не выручил инструментом. Случается даже, что люди снимают с автомобилей или отдают свои запасные части, – рассказывает Игорь. – Для нас главное – прочитать трассу, пройти ее правильно и выиграть за счет умений, навыков и знаний. А если все застрянут и никто никому не поможет, то соревнования могут просто закончиться. Как-то на чемпионате Европы по триалу, где выступали Мороховцы, я проволоку искал. Языка не знаю, поэтому показываю, что мне нужно, на пальцах. Не ведаю, как болгары поняли, что мне нужно, но достают сварочную проволоку. Нет, отвечаю, мне сварочную не надо, мне мягкая нужна и опять на пальцах показываю. Они через минуту вытаскивают из фургона огромный моток проволоки, какого я никогда и не видел. Понравились люди, веселые такие, без злости, всем улыбаются.

Заклинило – и поехал

– Иной раз бывает и страшно, и ехать неохота, и трасса тяжелая, но как только судья нажимает на секундомер, а ты пересекаешь стартовые столбики – страх пропадает, – объясняет гонщик. – В состоянии сильного прилива адреналина важно не перепутать, куда тебе ехать нужно. Некоторые такое состояние называют «заклинило». Так и говорят: «Заклинило – и поехал».

Секрет привлечения новичков во внедорожные гонки работает по схожему принципу: нужно подтолкнуть человека попробовать, чтобы он приехал и стартовал. Не важно, как пойдет дальше, не важно, что гнилая машина может сломаться – одного в сугробе не бросят, помогут всегда. И будут ждать снова уже на отремонтированной и подготовленной машине.

– Я сейчас хочу набраться опыта и перейти в другой класс, – рассуждает Игорь. – Но там и машина нужна другая: что-нибудь маленькое и мощное. У меня есть пара задумок, как построить такой аппарат, которому не будет равных среди здешних машин, что это – пока секрет.

У многих мальчишек есть детская мечта – погонять на машине, у Игоря Хлопотинина она сбылась.

Справка «СК»

Джип-триал – на трассе или просто сильно пересеченной местности устанавливают специальные ворота, которые нужно пройти гонщику в определенной последовательности. За нарушение или снос ворот назначаются штрафные очки, дисквалификация.

Джип-спринт – скоростное преодоление трассы небольшой протяженности по пересеченной местности. Цель – пройти трассу за наименьшее время или проехать наибольшее количество кругов за отведенное время.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2qpb/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость