Главное:
243

Второе дыхание для «скорой»

В департаменте здравоохранения и фармации области уверены: проблема срочного вызова врача на дом может быть решена в ближайшее время

Минувшей зимой заболел двухлетний сын: температура несколько дней зашкаливала за 39, жаропонижающие помогали на пару часов, а под вечер еще и дыхание малыша стало шумным. Набрала 03, прошло несколько гудков, а телефон так и продолжал безмолвствовать. Спят, что ли? Набрала еще раз. На этот раз меня подробно обо всем расспросили, хотя сразу же предупредили, что «Скорая» приедет… через час. Врачи приехали чуть раньше, жалуясь на заваленные снегом дворы и большое число вызовов. У сына оказался начинающийся стеноз. Для счастливцев, кто не знает о таком заболевании, могу сказать, что при этой болячке каждая минута бывает на счету…

Требуется помощь

Случай не единичный, признают медики. Что мы имеем на сегодняшний день? Ежедневно на территории области работают 134 бригады скорой медицинской помощи. По нормативам приехать после вызова в черте города они должны в течение двадцати минут. Сорок минут дается на дорогу в сельской местности. Увы, уложиться в заданные параметры успевают далеко не все.
– На фоне лавины вызовов особо ощутимым является кадровый голод «Скорой помощи», – перечисляет проблемы Марина Гурьева, начальник отдела департамента. – Врачами она укомплектована на 64 процента. На начало года дефицит кадров составляет 130 человек. Только в Ярославле не хватает 53 врачей! По среднему медперсоналу проблема менее острая. Хотя и в этом случае служба укомплектована на 84 процента.
Добавляем утопающие в снегу дворы нынешней зимой, водителей, которые далеко не всегда пропускают экстренную службу на дорогах. И имеем то, что имеем – общее недовольство службой «03».
Большое количество нареканий стало причиной того, что с этого года за модернизацию работы «Скорой» на областном и федеральном уровнях взялись с удвоенной энергией.
– Модернизация будет идти сразу в нескольких направлениях, – отметил директор департамента здравоохранения и фармации Игорь Каграманян.
Уже есть и первые результаты.

Поделили надвое

Одно из преобразований заключается в разделении службы «Скорой помощи» на, собственно, скорую и неотложную. Первой остаются сложные случаи, преимущественно требующие госпитализации и лечения под неусыпным вниманием врачей. Второй – достанутся «непрофильные» больные, хворь которых серьезной угрозы здоровью не представляет. Организуется служба неотложной помощи при поликлиниках, а вместо экстренной бригады к пациенту выезжает участковый или врач неотложной помощи.
– Главная цель разделения – разгрузить «Скорую помощь», сократить время ее прибытия на вызов, – говорит Марина Гурьева. – Эти меры позволят и экономить бюджет. Ведь вызов «Скорой» дороже вызова «неотложки» примерно в четыре раза.
В нашем регионе пилотный проект работает уже второй год. Первопроходцами стали две поликлиники Рыбинска, а также Тутаевская, Некоузская и Пречистенская ЦРБ. С этого года к ним присоединились и другие лечебные учреждения.
В Тутаевской ЦРБ о проекте отзываются с гордостью и в восклицательных тонах. Результатами здесь довольны.
– Доступность «Скорой» резко возросла, – говорит Ольга Кулак, замглавврача по поликлинической работе, стоявшая у истоков создания службы неотложной помощи. – Прежде нареканий в адрес «Скорой» было больше. Сейчас все довольны. Благодаря нововведению мы снимаем и часть вызовов с поликлиники: отбираем самые сложные случаи, и наша «неотложка» приезжает к таким больным в течение двух часов.
В распоряжении Олега Березина, врача «неотложки», есть два кабинета – обычный и процедурный, машина, мобильная связь. И все те же приборы, что и у доктора «Скорой»: кардиограф, глюкометр, небулайзер. За исключением реанимации.
– Если же случай тяжелее, чем предполагалось, вызываю бригаду «Скорой», – объясняет Березин. – Передаю пациента с рук на руки. У «неотложки» есть и ряд преимуществ: в отличие от «Скорой» я могу выписывать больничный, что очень удобно для пациента.
Куда звонить, больному ломать голову не стоит. Он также набирает привычные 03, а на том конце провода уже решают, кого к нему отправить – «Скорую» или «неотложку».
Красноречивее всего за подобное разделение говорят цифры: в среднем за месяц число выездов тутаевской «Скорой помощи» меньше на одну, а то и на две сотни по сравнению с прошлым годом. Однако о том, чтобы вводить разделение повсеместно на территории области, пока речи не идет. Есть малонаселенные районы, где работа «неотложки» может быть экономически невыгодна. Если вызовов за день будет один-два, о какой экономии может идти речь?

Сигнал из космоса

«Раздвоение» службы «03» – не единственное преобразование, призванное разгрузить «Скорую». Уже со следующего года вся она будет передана из компетенции муниципальных районов в областное подчинение.
– К примеру, в Ярославском районе достаточно населенных пунктов, куда «Скорой» из Ярославля добраться и удобнее, и быстрее. Но отсутствие межмуниципальных расчетов пока такие выезды делает невозможными, – объясняет плюсы переподчинения Игорь Каграманян. – Мы уйдем от территориального принципа оказания медицинской помощи. С нового года общее руководство будет осуществляться на уровне центра медицины катастроф. Сюда, в единый диспетчерский центр, станут поступать звонки со всей области. Около 25 диспетчеров будут принимать вызовы. Хотя сами пункты «Скорой» останутся при медицинских учреждениях, чтобы внутренние вопросы решались более оперативно.
В диспетчерской службе областного центра в ожидании перемен уже появились технические новшества:
– Раньше, если все диспетчеры были заняты, у звонившего создавалось впечатление, что никто просто не берет трубку. Сейчас же автоответчик сообщит: вы дозвонились, в настоящее время диспетчеры заняты, оставайтесь на линии.
Все региональные машины «Скорой помощи» будут оснащены системой навигации. Эта мера, считает Игорь Каграманян, позволит и средства сэкономить, и оперативность бригадам придаст: от заданного маршрута отклониться будет уже сложнее.
– Всем противникам такой меры на примере Рыбинска, где она уже работает, скажу: окупается установка системы навигации буквально за год. За счет экономии горюче-смазочных материалов.
Усовершенствуя «Скорую», определенные надежды власти связывают и с гражданской позицией обычных водителей. Иначе самые фантастические реформы службы «03» не позволят медикам вовремя добраться до пациента.
Марина НИКИТИНА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16nh/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость