Главное:

Кому нужна общественная палата?

ВХОД СВОБОДНЫЙ

На самом высшем уровне признано, что построение устойчивой демократии в России невозможно без содействия общества, активных граждан, их соучастия в принятии государственных решений. Именно поэтому президент Владимир Путин инициировал создание Общественной палаты России. Однако возможности этого органа весьма ограничены – по понятным причинам круг членов палаты узок, а ведь общественной деятельностью в стране занимаются много людей («третий сектор» наряду с властью и бизнесом). Включить их в общую созидательную работу – задача региональных общественных палат.

Интересно, что у Ярославской области есть неплохой опыт взаимодействия власти и общества. Уже десятый год существует губернское общественное собрание – консультативный орган при губернаторе области. Любая зарегистрированная организация региона может войти в ее состав, ее лидеры могут донести свою позицию до руководства области, даже разработать свой законопроект. Однако ГОС вправе всего лишь советовать главе региона и каких-либо самостоятельных полномочий у него по определению быть не может.

Выходом может стать плавная трансформация собрания в общественную палату. В первой статье обсуждаемого законопроекта зафиксировано двойное название: общественная палата Ярославской области – губернское общественное собрание. Уже в прошлом году депутаты облдумы предлагали несколько вариантов создания ОП. Спор шел о том, выбрать ли федеральную модель формирования палаты – назначение половины ее членов органами власти с последующей кооптацией остальных или свободный доступ всех желающих. Все-таки решено было остановиться на последнем варианте.

Один из соавторов законопроекта об общественной палате области, председатель комиссии облдумы по депутатской деятельности, лидер фракции «Единая Россия» Виктор Рогоцкий полагает, что здесь абсолютно правильно учтено мнение самих некоммерческих объединений.

– Общественная палата должна быть независимой от губернатора или Думы или представителя президента, – уверен Виктор Рогоцкий. – Орган общественного контроля за властью не может как-либо зависеть от этой самой власти. Законопроектом предлагается установить заявительный порядок регистрации членов общественной палаты Ярославской области. В нее смогут войти по одному представителю всех зарегистрированных общественных объединений и некоммерческих организаций региона, а также подразделений общероссий-ских и межрегиональных структур.

И хотя формально в регионе несколько тысяч организаций «третьего сектора», заседания палаты не придется проводить в Ледовом дворце. В губернское общественное собрание входит не более 110 человек. Также в состав региональной палаты войдут представители общественных палат муниципальных районов и городских округов.

Члены палаты смогут регулярно собираться на пленарные заседания, но ясно, что основная работа будет вестись в комиссиях, группах и в совете (президиуме). Члены палаты выберут председателя, который будет руководить работой общественного органа, а также его заместителя.

Материальным обеспечением деятельности общественной палаты будет заниматься ее аппарат, который станет самостоятельным государственным учреждением, финансируемым отдельной строчкой из областного бюджета. Руководителя аппарата и его работников, как предлагают Виктор Рогоцкий и другие депутаты, авторы законопроекта, должен подбирать председатель общественной палаты.

Член общественной палаты на время участия в ее работе, выполнения ее поручений освобождается работодателем от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы с сохранением за ним места работы. Участие в составе нового общественного органа не только почетно, но и влечет определенные требования. Будет разработан кодекс этики членов общественной палаты. Выполнение требований, предусмотренных им, является в соответствии с законопроектом обязательным для членов палаты. В палату по вполне понятным причинам заказан вход лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость.

Членами общественной палаты не могут быть судьи, государственные и муниципальные служащие, выборные должностные лица местного самоуправления, а также депутаты всех уровней. Тем самым палата, с одной стороны, действительно станет рупором для тех общественных сил, которые не смогли пробиться во власть. А с другой – чиновники не смогут использовать палату как инструмент для одобрения уже принятых решений.

ПЕРЕГОВОРНАЯ ПЛОЩАДКА

– Мы видим, что температура в обществе повышается, и дело власти вместе с представителями общественных объединений удержать ее на приемлемом уровне, – считает Виктор Рогоцкий. – Общественная палата как раз и призвана обеспечить открытое, гласное обсуждение важнейших проблем государственного, экономического, социального и культурного развития Ярославской области, учет общественного мнения при принятии решений органами власти. Это будет способствовать процессу формирования в регионе институтов гражданского общества. Тем самым новый орган сможет стать эффективной переговорной площадкой между властью и народом, что позволит решать возникающие разногласия цивилизованным путем.

У общественной палаты три основные задачи – выдвижение и поддержка граждан-ских инициатив, проведение общественной экспертизы проектов законов Ярослав-ской области, а также проектов иных нормативных правовых актов и осуществление общественного контроля за деятельностью власти.

Для успешного достижения этих целей авторы законопроекта предлагают наделить палату правом проводить слушания по общественно важным проблемам, давать заключения о нарушениях законодательства органами государ-ственной власти и местного самоуправления, направлять их в компетентные органы. Общественная палата может приглашать чиновников на свои заседания, откомандировать своих членов для участия в работе органов власти на территории региона, направлять им запросы, на которые чиновники обязаны давать мотивированные ответы в установленные сроки.

Весьма подробно в законопроекте описана процедура общественной экспертизы проектов нормативных актов. Для ее проведения общественная палата создает рабочую группу, которая вправе привлекать экспертов. При поступлении запроса общественной палаты органы власти должны предоставить проекты актов, указанные в запросе, а также документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы.

Облдума обязывается направлять в палату все законопроекты в течение пяти дней после их внесения, а также все поправки и заключения одновременно с их направлением депутатам регионального парламента. Заключения палаты по результатам экспертизы подлежат обязательному рассмотрению органами власти.

Общественная палата берет на себя миссию по развитию, как говорили лет двадцать назад, общественной самодеятельности граждан. Она будет осуществлять сбор, обработку и распространение через СМИ информации об инициативах жителей и общественных объединений региона, а также доводить ее до общественности. Общественная палата будет проводить гражданский форум Ярославской области, ежегодно готовить и публиковать доклад о состоянии гражданского общества в Ярославской области.

– Мы прописали целый ряд полномочий палаты, которые позволят ее членам контролировать власть. Они не ограничивают государственные органы, но позволяют общественности эффективно отслеживать их работу, – резюмирует Виктор Рогоцкий. – Авторы законопроекта предлагают предоставить палате и право законодательной инициативы в областной Думе. Но для этого нужно принять поправку в устав области, что требует одобрения двух третей депутатского корпуса.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n35se/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость