Главное:

РАО «ЕЭС России» знает, где взять инвестиции

– Анатолий Борисович, какое место сегодня холдинг занимает в экономике страны?

– РАО «ЕЭС России» как было, так и остается одним из ведущих энергохолдингов мира и крупнейшей энергокомпанией в России. На сегодня у нас порядка 70 процентов всей установленной мощности энергосистемы страны, 70 процентов вырабатываемой электроэнергии и треть производства тепловой энергии. Проводимая РАО «ЕЭС России» реформа отрасли пока не завершена, хотя процесс внутренней ре­струк­туризации компании практически уже находится в финальной стадии. В ходе преобразований монопольные виды деятельности были отделены от конкурентных. Произошло формирование компаний, которые будут заниматься монопольными и конкурентными видами деятельности. Существует и сектор конкурентных видов бизнеса: производство тепловой и электроэнергии, а также ее сбыт. Таким образом, в РАО сегодня практически полностью сформирована новая структура электроэнергетики: созданы компании, которые предопределяют модель существования отрасли после реформирования. Рынок в целом позитивно реагирует на преобразования. Капитализация РАО «ЕЭС России» сегодня превышает 30 млрд. долларов.

– Почему РАО «ЕЭС» объявило об острейшей необходимости привлечь миллиарды долларов инвестиций?

– Сегодня энергетика функ­ционирует в условиях стремительного роста энергопотребления, особенно в крупных промышленных центрах России с высокой плотностью населения. Уже в четырнадцати субъектах Федерации преодолен исторический максимум энергопотребления, имевший место в 90­м году прошлого века. Среди таких регионов Москва, Санкт­Петербург, Тюмень, Екатеринбург. Отмечу, что такой рост потребления не прогнозировался ранее даже самыми оптимистическими сценариями развития экономики России. Причина такого роста энергопотребления – рост экономики и, может, даже в большей степени – рост уровня жизни. Стартовавший с достаточно низкого уровня рост доходов населения привел к стремительному росту энергообеспеченности домохозяйств и, как следствие, высокому росту потребления электроэнергии. Все это наряду с общим экономическим ростом стало причиной стремительного повышения потребления электроэнергии.

Пришло время кардинального обновления отрасли, строительства новых эффективных электростанций, подстанций, сетей, чтобы отрасль не стала инфраструктурным ограничителем развития как общего роста экономики, так и качества жизни людей. Задача привлечения инвестиций в условиях этого стремительного роста энергопотребления, старения и выбытия основных фондов становится, таким образом, стратегической целью РАО «ЕЭС России» на завершающем этапе реформы. Для обеспечения устойчивого экономического роста, ликвидации угрозы энергодефицита необходимо в самое ближайшее время по­строить более 20 тыс. МВт генерирующих мощностей, новые линии электропередачи, модернизировать действующие энергообъекты. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимы огромные инвестиции. Нужна новая энергетическая политика – «ГОЭЛРО­2», основанная на немедленном разворачивании инвестиционного процесса в энергетике страны.

Соответствующие предложения были направлены в Правительство РФ и предполагают использование как частных, так государственных средств для развития отрасли. Мы рассчитываем, что правительство примет решения, которые создадут эффективный механизм привлечения инвестиций в российскую электроэнергетику.

– Как РАО «ЕЭС России» планирует привлекать сред­ства инвесторов? Есть ли список объектов, которые должны быть реконструированы или построены с нуля в рамках «ГОЭРЛО­2»?

– Концепция инвестиций для нас является прямым продолжением концепции реформирования. Если в энергетике нужно отделить монопольный сектор (сети, диспетчирование) от конкурентного сектора (генерация и сбыт), то и в концепции инвестирования необходимо соблюдать тот же прин­цип. В монопольном секторе энергетики, который должен оказаться под контролем государства, в соответствии с нашей логикой, государству же и придется выложить большие деньги для инвестиций – ничего другого здесь нет и быть не может. А в конкурентном секторе мы обязаны привлечь масштабные частные инвестиции в тех объемах, о которых будет идти речь.

В 2005 – 2006 году объем инвестиций в целом по РАО «ЕЭС» составит около 5 млрд. долларов в год. Мы считаем, что за три года мы обязаны утроить этот объем – с нынешних 5 млрд. подняться до 15 млрд. долларов ежегодных инвестиций. Как вы понимаете, это означает полный переворот в характере действий, в наших технологиях, в требованиях к директорам, в кадровой политике, в инженеринге и во многих других компонентах работы компании.

Чтобы контролировать компании монопольного сектора через акционерный капитал, государству необходимо обеспечить инвестиции в эти компании. Например, в Федеральную сетевую компанию (ФСК), в которой, согласно закону, доля государства составит не менее 75 процентов, необходимо вложить 160 млрд. рублей бюджетных инвестиций. Со своей стороны мы выкладываем на стол полный перечень инвестпроектов, которые за эти средства будут осуществлены. Сейчас наш запрос находится в Правительстве РФ. Мы рассчитываем в ближайшее время получить ответ на поставленный вопрос. Итогом должно стать постановление правительства с бюджетным трехлетним планом.

– Как частные инвесторы могут поучаствовать в проектах по модернизации российской энергетики?

– Другая стратегия привлечения инвестиций в конкурентный энергетический сектор. Прежде всего речь идет о производстве тепла и электроэнергии, где сегодня вырабатывается две трети всей электроэнергии в стране. Наше убеждение состоит в том, что колоссальную ношу по обновлению и созданию новых энергетических мощностей мы должны полностью снять с государства. Мы готовы получить их на рынке у частных инвесторов. Но для того, чтобы получить, мы должны частным инвесторам выложить весь набор механизмов, которые для них комфортны и приемлемы, и дать им ответы на десятки вопросов.

Мы говорим о четырех конк­ретных механизмах привлечения частных инвестиций в тепловую генерацию. Первый – самый значимый и самый масштабный – это выпуск и размещение дополнительных эмиссий акций новых компаний: ОГК и ТГК. Наши генкомпании к этому готовы, и мы ясно видим, что рынок остро заинтересован в этом. При этом инвестору мы говорим: вот генкомпания, в которой будет выпущено дополнительно акций на 25 процентов или даже на 51, т. е. вплоть до контроля. Покупай, дорогой инвестор, эти акции. Цена рыночная, ее определяет фондовый рынок. Но ему сразу же говорим: все, что вы выложите для покупки этих акций, пойдет на конкретные инвестпроекты, вот их перечень, вот их параметры, вот их сроки, вот условия ввода.

Второй способ называется «механизм гарантирования инвестиций». Он одобрен Правительством РФ, это отдель­ная процедура, специально нами придуманная для того, чтобы стимулировать инвестиции. Мы подготовили перечень проектов создания энергетических мощностей генерации на 2850 МВт. Это шесть конкретных проектов, по которым мы готовим тендеры. Рассчитываем, что в третьем квартале 2006 г. состоятся первые тендеры для инвесторов по этому механизму.

Третий механизм тоже становится реальным – прямые и частные инвестиции. Есть инвесторы, которые в сегодняшнюю реформированную энергетику готовы вкладывать сот­ни миллионов долларов для ввода новых мощностей. Такие диалоги мы разворачиваем сейчас. Считаю, что уже в начале будущего года первый проект такого рода будет заложен. Четвертый механизм – классическое проектное финансирование. Мы считаем, что наши ТГК и ОГК способны значительную часть финансирования привлекать не за счет капитала, полученного от инвесторов, а за счет кредитов. Это колоссальный ресурс, который можно использовать.

Если это все обобщить и объединить, получится следующая картина. Нами утвержден итоговый перечень первоочередных площадок вводов. Этот перечень включает в себя вводы генерирующих мощностей в объеме более 20 тысяч МВ. Конкретные станции в конк­ретных регионах, большинство из них на конкретных площадках. С определенным видом топлива, типом и объемом установленной мощности. Для того, чтобы вы оценили правильно масштаб предстоящих событий, нужно сопоставить их с нынешними фактическими объемами вводов. Если сравнить факты 2001 – 2005 гг. и планы на 2006 – 2010 гг., то речь идет об увеличении среднегодового объема вводов в шесть раз! Такую задачу мы перед собой ставим.

– Почему необходимо увеличение уровня тарифов на электроэнергию, что сегодня просит у Правитель­ства РФ РАО «ЕЭС России»?

– Мы с нетерпением ожидаем заседания правительства в июне, на котором рассчитываем получить поддержку разработанных конкретных мер по разворачиванию инвестиций в энергетике для решения проб­лемы дефицита. Масштаб задач беспрецедентен. Что касается темпов роста тарифов, то здесь наша дискуссия с правительством продолжается. Наша цифра – увеличение тарифов на двенадцать процентов в 2007 году, Министерство экономического развития говорит о росте в шесть процентов. Мы аргументируем: рост в двенадцать процентов нужен не для увеличения затрат, а для привлечения инвестиций. Затраты при этом не вырастут ни на рубль. Но если вы хотите разворачивания инвестиций, то цена вопроса – прирост тарифов на двенадцать процентов.

– Как холдинг планирует привлекать инвестиции в региональные сетевые компании?

– Мы считаем, что в распределительных сетях необходимо провести радикальное изменение методологии тарифообразования. Нам удалось найти стратегию привлечения мощных инвестиционных ресурсов без существенного роста уровня тарифов. Суть, во­первых, в том, что тарифы на услуги сетевых компаний должны быть не годовыми, а пятилетними или как минимум трехлетними. Во­вторых, в тарифы должен быть включен возврат инвестиций. По нашим расчетам, это можно будет сделать без значительного увеличения тарифов, который будет сопоставим с уровнем инфляции. Не будет скачка тарифов и новой нагрузки для потребителей. Эта логика позволяет получить инвестиционные средства не за счет привлечения частных инвестиций, а за счет привлечения масштабных кредитных ресурсов. Объемы инвестиций за счет долгосрочных кредитов увеличиваются с 2 – 3 до 20 – 30 раз. Привлечение такого рода кредитов – абсолютно реалистичное дело.

– Почему РАО «ЕЭС России» решило продать полностью свой пакет акций в «Ярославской сбытовой компании», аукцион по которым пройдет в июле?

– Почему Ярославль? Потому что хотим продать честно. Прежде чем выбрать место, долго думал, звонил ярославскому губернатору Анатолию Лисицыну. Я предложил провести аукцион по продаже 47 процентов акций в ОАО «Ярославская сбытовая компания», которые сегодня принадлежат РАО «ЕЭС России». Я хочу продать их абсолютно прозрачно, чтобы любой подползающий бизнесмен сразу же получал по рукам и направлялся на аукцион. Будет пять покупателей – замечательно, десять – еще лучше, двадцать – прекрасно. Очень важно, чтобы итоговая цена оторвалась от стартовой.

В каком контексте это происходит? В целом у нас только появились сбытовые компании. Мы сейчас еще в стадии выработки стратегии, как они будут работать дальше. Для этого проводим десять пилотных проектов: в десяти сбытовых компаниях по­разному распорядились акциями. Часть акций передали в доверительное управление регионам, часть – местным властям, часть – своим ТГК. Акции «Ярославской сбытовой компании» я решил продать – чисто, абсолютно прозрачно и по­честному. Общий инвестиционный фон хороший, виден интерес частных сбытовиков. У нас на оптовом рынке есть уже 2 – 3 крупные частные сбытовые компании, которые жестко конкурируют между собой. Мы готовы отдать сбыт в частные руки и посмотреть, что получится. Если частные владельцы будут управлять эффективно и это даст результаты, то мы можем развернуть всю стратегию РАО «ЕЭС России» на продажу акций в сбытовых компаниях.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n356q/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость