Главное:
Либо театр для тебя, либо ты для театра

Либо театр для тебя, либо ты для театра

Мы давно не виделись, накопилось немало тем для обсуждения, и, здраво рассудив, что юбилейные даты проходят, а жизнь продолжается, мы на правах давних знакомых решили поговорить не столько о празднике, сколько о том, что происходило в театре в течение этого сезона, и о планах на будущее.
- Театр взял информационный тайм-аут? О вас давно ничего не слышно...
- У любой проблемы есть конкретное имя, фамилия и год рождения. Раньше прочными информационными ниточками театр и прессу связывала заведующая литературной частью Татьяна Шаликова, но после её ухода из театра я, к моему огромному сожалению, не могу найти достойного человека на это место. Театр нельзя любить вообще, нужно любить конкретные стены. И я не устаю повторять, что это не работа, а образ жизни. Если твои служебные обязанности ложатся тебе в душу, то и результат получается соответствующий. Сейчас в театре нет завлита, отсюда и озвученный вами «тайм-аут». Это одна из краеугольных личностей в театре, и в решении этого кадрового вопроса я не могу позволить себе ошибиться.
- Насколько вообще театру удалось сохранить кадры? Сейчас в культурной сфере немало разговоров о сокращениях.
- У нас действительно произошли определённые структурные изменения, связанные с переходом на новую форму оплаты труда. Это коснулось не только нас - всей бюджетной сферы. Но эти изменения и сокращения не имеют ничего общего с кризисом: ушли случайные для нашего театра люди.
- Труппу удалось сохранить?
- Да. Разве что актёр Сергей Василюк сейчас по семейным обстоятельствам большую часть времени работает в Москве, но он по-прежнему занят в нашем репертуаре, приезжает на спектакли из столицы, мы искренне рады нашим встречам. Практика приглашённых артистов в театре обычна. Что касается актёрского состава, то мы серьёзно пополнили труппу «нашими детьми» - нынешними выпускниками целевого тюзовского курса, который ведёт заслуженный артист России Юрий Клипп. Они ещё студентами были официально зачислены в труппу ТЮЗа: Настя Колпащикова, Коля Снегирёв, три Сергея - Кожевников, Борисов и Таболкин... К нам пришла актриса Наталья Лукаш. Очень перспективные, яркие ребята, сейчас они полноценно заняты в репертуаре, и мы возлагаем на них большие надежды.
- На будущее планируете сохранить подобную практику целевых курсов?
- Да, конечно, но не прямо сейчас. Время формирует и отшлифовывает труппу - это неизбежно. Так что года через два можно будет вернуться к этому вопросу вновь.
- В разгар юбилейного сезона из театра ушёл художественный руководитель театра Роман Мархолиа. Как вы оцениваете этот уход?
- Всё очень просто. Есть формула: либо театр для тебя, либо ты для театра. Третьего не дано. Все события, связанные с Романом Михайловичем, очень чётко укладываются в эту формулу. Ему оказалась ближе первая позиция. Невозможно руководить театром издалека да ещё ездить на постановки в другие города. Художественный руководитель должен не только выбрать и поставить спектакль, его первейшая обязанность - ежедневная, кропотливая работа с каждым актёром труппы по профессии...
- Но, если мне не изменяет память, Роман Михайлович появился в театре с вашей подачи?
- И что?! Мне очень понравилась его работа в качестве приглашённого режиссёра над спектаклем «Светит, да не греет». Это был интересный опыт, была намечена очередная творческая планка для театра... Да, не сложилось. Директор и художественный руководитель театра должны быть единомышленниками, а не тянуть одеяло на себя, иначе каши не сваришь.
- Как вы собираетесь выходить из ситуации с художественным руководителем, точнее, с его отсутствием? Вы опять остались в одиночестве?
- Да, положение у меня в данной ситуации не самое простое. Объём работы удвоился. Но торопить события я тоже не хочу: слишком дорого обходятся театру перемены такого рода...
- В начале юбилейного сезона ТЮЗ стал обладателем гранта губернатора области в сфере культуры и искусства. Грант был предназначен для международного мультижанрового театрального проекта «Песни западных славян». Над постановкой собирался работать Роман Мархолиа. Какова судьба этого проекта?
- Это действительно была идея Романа Михайловича, я её поддержала, потому что изначально это был очень красивый проект. Мы не собираемся от него отказываться, несмотря на сложившуюся ситуацию, тем более что уже написана Николаем Морозовым изумительная музыка к спектаклю. «Песни западных славян» будут поставлены на сцене нашего театра, но это будет несколько другой проект, не столь глобальный.
- Конкретные сроки сдачи намечены?
- Надеюсь завершить репетиции до нового года.
- Театр - это не только спектакли, олицетворяющие дух театра, но и здание со всеми вытекающими отсюда бытовыми проблемами. Что удалось сделать к юбилею в этом вопросе?
- Сделано очень много, и я благодарна департаменту культуры области, который нас очень поддерживает и вникает во все наши проблемы. В течение нескольких лет мы говорим о необходимости ремонта фасада здания театра. Этот пункт включён в областную программу по подготовке к тысячелетию. Но, к сожалению, из-за кризиса - вот он где нас коснулся! - работы перенесены на будущий год. Из того, что уже сделано - ремонт крыши: мы решились на дорогостоящий вариант, мембранную кровлю, зато забыли, что такое текущая крыша. Заменили кресла в зрительном зале, постоянно обновляется световая и звуковая аппаратура... Работа идёт постоянно, хотя она и не бросается в глаза.
- Ожидается какая-либо раздача «праздничных слонов» к юбилею - званий, министерских наград?
- Выдвинута на звание заслуженной артистки России актриса Евгения Засухина, документы прошли областной этап согласования. Несколько сотрудников театра выдвинуты на получение грамот от Министерства культуры. Надеюсь, нас поздравят друзья...
- Как обстоит ситуация с выдвижением на звание народного артиста Виталия Стужева? Разговоры об этом идут давно...
- ...Потому что процесс этот весьма долгий, может длиться не один год. Насколько мне известно, наградные документы Виталия Львовича прошли все необходимые этапы согласования на уровне области, ЦФО, в данный момент вопрос решается в министерстве.
- Каковы планы театра на будущий сезон?
- Сразу после юбилейного вечера мы приступаем к репетициям детского спектакля «Каспер», над которым работают режиссёр Екатерина Корабельник и художник Анастасия Глебова. Обе они из Москвы. У нас уже есть удачный опыт сотрудничества: спектакли «Золушка» и «Как чуть не съели королевну Булочку», вошедшие в наш репертуар и полюбившиеся зрителю, - их работа. Недавняя майская премьера - «Един­ственный наследник» Реньяра, поставленная режиссёром Анатолием Слюсаренко, тоже по сути является спектаклем грядущего сезона. Я считаю сотрудничество театра с этим художником большой удачей. Есть задумка о постановке спектакля, рассчитанного на подростков. Не могу пока сказать конкретно, каким будет материал, но с режиссёром мы уже определились: это известный ярославскому зрителю по спектаклю «Бременские музыканты» режиссёр Виктория Михеева. На малой сцене актёр и режиссёр нашего театра Андрей Виноградов ставит спектакль «Песчаные солдаты». Далее - проект «Песни западных славян», о которых упоминалось выше, и, наконец, новогодняя кампания. Календарь, как видите, расписан не по дням, а по часам.
- Вы ничего не упомянули ни о гастролях, ни о фестивалях...
- Что касается минувшего сезона, то мы побывали на фестивалях в Челябинске с «Бременскими музыкантами» и в Саратове с «Тремя сёстрами». Загадывать что-либо на будущее не спешу: как правило, все фестивальные оргкомитеты просыпаются после нового года, тогда и решение принимать будем. Есть кое-какие планы, но озвучивать их пока не рискну. Боюсь сглазить.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n34gz/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость