Главное:

Быть ли памятнику ярославскому мужику?

И как тут не воспользоваться уникальной возможностью к 1000-летию празднования Яро-славля восславить государствообразующую нацию в лице русского народа и не установить памятник ярославскому расторопному мужику, который являет собой величественную в истории фигуру: и хлебопашца, и мастерового, и воина, и политика. Словом, нашего кормильца и защитника во все времена, который олицетворяет собой всё многомиллионное мужицкого племя других краин: владимирщины, вологодщины, брянщины, смоленщины, а также неблизких от нас территорий Сибири и Дальнего Востока, куда донесла наших предков эта дивная птица-тройка.

Идея к 1000-летию города установить памятник расторопному ярославскому мужику давно витала в умах ярославцев. Они поддержали обращение мэра Виктора Волончунаса принять активное участие в объявленном конкурсе проектов «Преобразим наш город вместе». «Северный» уже публиковал фамилии победителей этого конкурса.

Среди них оказались Екатерина Куракина и Александр Рутман, удостоившиеся лавров победителей в номинации «Забота об историко-культурном наследии города». Экспертный совет конкурса «рекомендовал мэрии города Ярославля (так записано в выданных сертификатах – Прим. авт.) данный проект для дальнейшей реализации».

Но как говорит русская пословица: не верь речам, а верь очам. На торжестве по случаю вручения памятных призов победителям городского конкурса мэр подчеркнул: «Пусть о нём ещё скажут своё слово специалисты».

И специалисты сказали, цитирую: «Образ ярославского расторопного мужика, воспетый Гоголем в «Мёртвых душах», скорее собирательный, нежели характеристика простого ярославского люда дореволюционной России и может быть использован скорее как объект городской скульптуры. Однако существует опасность развития «скульптуромании», захлестнувшей страну, о негативных проявлениях которой говорят многие общественные, политические деятели, искусствоведы. Увековечивание памяти выдающихся лиц, знаменательных событий не должно превратиться в соревнование между городами по количеству установленных монументов.

Концепция увековечивания знаменательных событий, разработанная мэрией Ярославля к тысячелетнему юбилею города, воплощает современные представления об особой роли монументального искусства».

Какова эта «концепция», разработанная и отстаиваемая «специалистами» мэрии, наглядно продемонстрировано на установке памятника постовому по проспекту Ленина. Этот постовой якобы привязан к исторически существовавшей здесь романовской заставе. Как можно понять, он «не собирательный образ», «не несущий опасности «скульптуромании», захлестнувшей страну». Но так ли это?

Ярославские «специалисты» не захотели слышать убедительную подсказку горожан о том, что не место стоять постовому на проспекте Ленина. Во-первых, потому, что он напрочь затерялся на бульваре, и действительно стал соответствовать точному пониманию бескультурной «скульптуризации».

И ещё, романовская застава никогда не располагалась на городском валу, именуемому ныне проспектом вождя мирового пролетариата, а находилась чуть дальше по романовскому тракту. Вблизи другого исторического сооружения – романовской тюрьмы, редко когда упоминаемой городскими «специалистами».

В открытом письме, адресованном губернатору области и мэру города, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, профессор ЯГПУ имени К. Д. Ушинского Татьяна Злотникова; кандидат исторических наук, директор Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова, член городской комиссии по подготовке к юбилею 1000-летия основания Ярославля Дмитрий Полознев; кандидат искусствоведения, арт-директор центра современного искусства «Арс-Форум» Ирина Азеева; искусствовед, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, заслуженный работник культуры РФ Валентина Горшкова выразили серьёзное беспокойство за «чрезмерность обращения в прошлое». Возведение памятников державности, «героики» монолита, неминуемо приводит к художественной безвкусице, предостерегают искусствоведы.

«Больше самоиронии, улыбки, игры, азарта и теплоты, воплощённой в разнообразной городской скульптуре, разбросанной по всему городу и объединяющей его в культурно-смысловое единство», – предлагают они. «Почему бы содержанием знака 1000-летия не стать историческому примирению князя Ярослава с медведицей?

А разве классический образ расторопного мужика, который снарядил птицу-тройку – символ России не предъявляет общенациональный масштаб ярославского юбилея?» Нет ответа...

Будь моя воля, я бы к памятнику расторопному ярославскому мужику ещё и добавилскульптурную композицию птицы-тройки. Без неё грандиозный замысел памятника, несущего великое историческое значение, не будет отражён в полной мере. Этот монумент, если он будет создан на высоком художественном уровне, не побоюсь сравнения, не уступит по значению новгородскому памятнику тысячелетия России. Ну, хотя бы потому, что история России делалась русским народом, русским мужиком, а достойного памятника ему до сих пор нет. И место достойное ему есть – на столичном проспекте, в сквере, перед Московским железнодорожным вокзалом!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3uiw/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость