Главное:

Гвардии красноармеец

Свой первый и последний год войны Василий Александрович прослужил телеграфистом. До того, как отправиться на фронт, проходил курс обучения в Москве - каждый день на его глазах сражаться с нем­цем уходили его ровесники, и неизвестно было, кому суждено вернуться назад, а кому - нет.
Гвардии красноармеец Кузнецов таскал на себе тринадцатикилограммовую рацию, и хоть стрелять, по его словам, не приходилось, на плече всегда висел автомат ППШ - «пистолет-пулемёт Шпагина». Из-за угрозы химической атаки со стороны немцев к обмундированию прилагался ещё и противогаз. С таким снаряжением Василий Кузнецов прошёл через Украину, Карпаты, Венгрию, Чехословакию, форсировал Одер...
- Радиостанция действовала только на пятнадцать километров, азбука Морзе - на тридцать. И в окопах сидел, и по горам ходил, самая высокая точка была 3,5 тысячи километров над уровнем моря, каждый раз приходилось привыкать к новому месту дислокации, - рассказывает ветеран войны. - В горах противника трудно разглядеть, поэтому приходилось быстро ориентироваться, а на равнине его далеко видать, но и он тебя издали видит. Хитрости всякие военные пришлось изучить. К примеру, все очень быстро научились отличать выстрел от разрыва. При выстреле раздаётся свист, значит не нужно прятаться, лучше будет, если останешься на месте. А вот когда разрыв, необходимо укрыться.
Когда форсировали Одер, вспоминает Василий Александрович, уже чувствовали, что война подходит к концу.
- Первый немецкий город, в который я попал, был Ратибор. Ощущение, что находишься в аду: техника идёт, артиллерия не смолкает, грохот жуткий, - говорит Кузнецов. - А
9 Мая я встретил в Словакии, около Братиславы. Немцы уводили свои войска, машины, мы сидели на горе и корректировали огонь. Несмотря на то, что русскими солдатами пугали людей, в Словакии нас встретили хорошо. Как раз цвела сирень, и, когда мы шли по городу, колонны закидывали цветами.
Но в День Победы война для Василия Александровича Кузнецова не закончилась. Сначала гонялся за власовцами и бандеровцами, потом служил на границе с Польшей, в Прикарпатском военном округе. Только через семь лет после окончания Великой Отечественной красноармеец вернулся домой. В родной деревне его ждали не очень хорошие новости: оба двоюродных брата погибли во время блокады Ленинграда, из всех школьных друзей в живых остались только трое. Демобилизовавшись, Кузнецов по направлению райкома партии пошёл служить в правоохранительные органы - Северное УВД на транспорте, из которого ушёл на пенсию только в 1985 году.
- Перед каждым 9 Мая вспоминаю последние дни войны, своих товарищей, одноклассников, родных. Никакого геройства в Великой Отечественной я не совершал, просто выполнял приказы командования, и всё.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3tcf/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость